«Автобиография Йога» - единственное в своём роде детальное описание духовного и жизненного пути одного из крупнейших Учителей йоги. Впервые увидевшая свет в 1946 г., книга Парамахансы Йогананды не только вошла в анналы классики йоги, но и стала уникальным по своей доступности и увлекательности введением в эту древнюю науку.
AUTOBIOGRAPHY OF A YOGI
by
Paramanansa Yogananda
With a Preface by W Y. Evans-Wentz, M.A., D.Litt, DJSc.
"Except ye see signs and wonden, ye wiu not believe." — John 4:48
SELF-REALIZATION FELLOWSHIP
Publishers
Los Angeles,
California 1969
_________________________________________
Парамахамса Йогананда
Автобиография
ЙОГА
Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
От Иоанна 4.48
Москва
Издательство «Сфера»
Российского Теософского Общества
1995
by
Paramanansa Yogananda
With a Preface by W Y. Evans-Wentz, M.A., D.Litt, DJSc.
"Except ye see signs and wonden, ye wiu not believe." — John 4:48
SELF-REALIZATION FELLOWSHIP
Publishers
Los Angeles,
California 1969
_________________________________________
Парамахамса Йогананда
Автобиография
ЙОГА
Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
От Иоанна 4.48
Москва
Издательство «Сфера»
Российского Теософского Общества
1995
* * *
Оглавление
Предисловие к американскому изданию
Предисловие к настоящему изданию
Глава 1. Родители и ранние годы жизни
Глава 2. Смерть матери и мистический амулет
Глава 3. Святой с двумя телами
Глава 4. Неудавшийся побег в Гималаи
Глава 5. "Благоухающий святой" показывает чудеса
Глава 6. Свами Тигр
Глава 7. Левитирующий святой
Глава 8. Великий ученый Индии Джагдиш Чандра Бос
Глава 9. Блаженный приверженец и его космический роман
Глава 10. Я встречаю своего учителя Шри Юктешвара
Глава 11. Двое мальчишек без гроша в Бриндабане
Глава 12. Годы в доме учителя
Глава 13. Неспящий святой
Глава 14. Опыт космического сознания
Глава 15. Похищение цветной капусты
Глава 16. Как мы перехитрили звезды
Глава 17. Шаши и три сапфира
Глава 18. Магометанин-чудодей
Глава 19. Учитель, находясь в Калькутте, является в Серампуре
Глава 20. Мы не посещаем Кашмир
Глава 21. Мы посещаем Кашмир
Глава 22. Сердце каменного изваяния
Глава 23. Я получаю университетскую степень
Глава 24. Я становлюсь монахом Ордена Свами
Глава 25. Брат Ананта и сестра Налини
Глава 26. Учение крия-йоги
Глава 27. Создание школы йоги в Ранчи
Глава 28. Каши, вновь рожденный и найденный
Глава 29. Рабиндранат Тагор и я сравниваем школы
Глава 30. Закон чудес
Глава 31. Беседа со святой матерью
Глава 32. Рама, воскресший из мертвых
Глава 33. Бабаджи — современный йог, равный Христу
Глава 34. Материализация дворца в Гималаях
Глава 35. Христоподобная жизнь Лахири Махасая
Глава 36. Интерес Бабаджи к Западу
Глава 37. Я еду в Америку
Глава 38. Лютер Бербанк — святой средь роз
Глава 39. Тереза Ньюмен — католичка-стигматка
Глава 40. Я возвращаюсь в Индию
Глава 41. Идиллия в Южной Индии
Глава 42. Последние дни с учителем
Глава 43. Воскресение Шри Юктешвара
Глава 44. С Махатмой Ганди в Вардха
Глава 45. Бенгальская "Мать, проникнутая блаженством'
Глава 46. Женщина-йог, которая ничего не ест
Глава 47. Я возвращаюсь на Запад
Глава 48. Энсинитас в Калифорнии
Глава 49. Годы 1940 - 1951
ЙОГ ПОСЛЕ СМЕРТИ, КАК ПРИ ЖИЗНИ
* * *
От издательства
"Выражаю глубокую признательность за то, что вы передали мне внутреннюю благодать обаятельного очарования этого мира".
"Как рассказ очевидца необычайной жизни и глубочайшей мудрости эта книга имеет непреходящее значение как в наше время, так и в будущем".
"Как яркий свет в ночи светит, так и Йогана-нда осветил собой этот мир. Явление столь великой души на Землю крайне редко и происходит лишь тогда, когда у людей возникает в этом реальная потребность".
"Редчайшая драгоценность, достойная уважения благодаря своему величию, значимость которой мир еще должен разглядеть. Парамахамса Йогананда — идеальный представитель славы древней Индии, заключающейся в ее мудрецах и провидцах".
"Выражаю глубокую признательность за то, что вы передали мне внутреннюю благодать обаятельного очарования этого мира".
Томас Манн
"Как рассказ очевидца необычайной жизни и глубочайшей мудрости эта книга имеет непреходящее значение как в наше время, так и в будущем".
В.И.Эванс-Вентц
"Как яркий свет в ночи светит, так и Йогана-нда осветил собой этот мир. Явление столь великой души на Землю крайне редко и происходит лишь тогда, когда у людей возникает в этом реальная потребность".
Его Святейшество
Шанкарачарья Канчипурам
"Редчайшая драгоценность, достойная уважения благодаря своему величию, значимость которой мир еще должен разглядеть. Парамахамса Йогананда — идеальный представитель славы древней Индии, заключающейся в ее мудрецах и провидцах".
Свами Шивананда
* * *
В 1977 году правительство Индии выпустило эту памятную марку в ознаменование двадцать пятой годовщины махасамадхи Парамахамсы Йогананды. К этой дате правительство также опубликовало брошюру с его жизнеописанием, в которой, в частности, говорилось:
"Идеал любви к Богу и служение человечеству нашли полное выражение в жизни Парамахамсы Йогананды... Хотя большая часть ее прошла за пределами Индии, тем не менее он по праву занимает свое место среди наших великих святых. Его дело продолжает развиваться и светится все ярче, продолжая и поныне отовсюду притягивать людей к пути духовного прогресса".
Благодарность
Выражаю свою глубокую признательность мисс Л.В.Пратт (госпожа Тара Мата) за гигантскую работу, проделанную ею при редактировании рукописи данной книги. Моя благодарность адресована также мистеру К.Ричарду Райту за разрешение использовать выдержки из его индийского путевого дневника, а также доктору В.И.Эвансу-Вентцу не только за предисловие, но и за сделанные им замечания и поддержку.
28 октября 1945 год
Парамахамса Йогананда
Парамахамса Йогананда
* * *
Флаг Индии, вновь обретшей независимость в 1947 году, имеет полосы насыщенного шафранового цвета, а также белого и темно-зеленого цвета. Темно-синяя Дхарма чакра (Колесо Закона) — это репродукция изображения, выбитого на каменной колонне, воздвигнутой в III веке до Р.Х. императором Ашокой в Саранате.
Колесо было избрано символом вечного закона справедливости и вместе с тем как дань памяти самому прославленному монарху в мире. "Его сорокалетнее царствование беспримерно в истории, — пишет английский историк Г.К.Роулинсон. — В разные времена его сравнивали с Марком Аврелием, святыми Павлом и Константином. За 250 лет до Христа Ашока имел мужество выразить свой ужас и раскаяние за итоги успешных военных кампаний и сознательно отверг войну как средство политики".
Владения, унаследованные Ашокой, включали Индию, Непал, Афганистан и Белуджистан. Первый интернационалист, он посылал религиозные и культурные делегации со многими подарками и благословениями в Бирму, Цейлон, Египет, Сирию и Македонию.
"Ашока, третий царь династии Маурьев, был... одним из величайших царей — философов истории, — заметил ученый П.Массон-Орсел. — Никто так не соединял в себе энергию и благожелательность, справедливость и милосердие, как он. Будучи жиным воплощением своего времени, он встает перед нами как вполне современная личность Наслаждаясь величайшей материальной властью во время своего длительного правления, он творил то, что представ ляется нам простым желанием провидца, — мирную жизнь За пределами своих обширных владений он также творил то, что является мечтой многих религий, — универсальный порядок, порядок, охватывающий все человечество".
Дхарма (космический закон) имеет целью счастье всех живых существ. В своих эдиктах, выбитых на камне и каменных столбах, сохранившихся до наших дней, Ашока. движимый любовью, объясняет подданным своей необъятной империи, что счастье коренится в морали и благочестии.
Современная Индия, стремясь восстановить высокое положение и процветание, которые сопутствовали ей тысячелетиями, своим новым флагом воздает должное памяти Ашоки — "монарха, возлюбленного богами".
* * *
Предисловие к американскому изданию
В.И.Эванса-Вентца магистра искусств, доктора литературы, доктора наук из колледжа Иисуса в Оксфорде, автора книг: Тибетская книга мертвых, Великий тибетский йог Миларепа, Тибетская йога и тайные учения и других
Ценность "Автобиографии" Йогананды неуклонно возрастает, ибо это одна из немногих книг на английском языке о мудрецах Индии, написанная не журналистами или писателями-иностранцами, но одним из их круга, иначе — это книга йога о йогах. Как рассказ очевидца о необыкновенной жизни и необыкновенной силе святых современной Индии эта книга имеет непреходящее значение. Пусть же каждый читатель воздаст благодарность и уважение этому блестящему автору, с которым я имел радость общаться как в Индии, так и в Америке. Необычный документ о его жизни, несомненно, наиболее ярко раскрывает глубины индусского ума и сердца и духовный мир Индии, чем какой-либо другой опубликованный на Западе.
Мне посчастливилось встретиться с одним из мудрецов, о жизни которого рассказывается в этой книге, — со свами Шри Юктешваром Гири. Портрет почтенного святого был частью фронтисписа моей книги "Тибетская йога и тайные учения"[1]. Я встретил Шри Юктещвара в Пури, в Орисе на берегу Бенгальского залива. Он возглавлял один тихий ашрам близ побережья и главным образом был занят духовным обучением группы юных учеников. Шри Юктешвар проявил живой интерес к тому, как живут люди в Соединенных Штатах и на всем Американском континенте, а также в Англии, и спросил меня о деятельности в далекой стране, в частности в Калифорнии, его главного ученика Парамахамсы Йогананды, которого он горячо любил и которого направил на Запад в качестве своего посланника в 1920 году.
Шри Юктешвар отличался спокойствием и обладал ласковым голосом, был приятен в общении и достоин почтения, которое непроизвольно оказывали ему его последователи. Всякий, кто его видел и знал, из его ли окружения или со стороны, относился к нему с глубоким уважением. Я живо припоминаю его высокую, прямую атлетическую фигуру монаха в одеянии шафранового цвета, отреченного от мирских поисков, когда он стоял у входа в дом, приглашая меня войти. Волосы его были длинные и слегка вьющиеся, а лицо украшала небольшая борода. Тело его было мускулистым, но тонким, а поступь — энергичной. Местом своего земного пребывания он избрал святой город Пури, куда ежедневно приходили паломники к знаменитому храму Джаганатх — "Владыка мира" группы набожных индусов, представителей любых областей Индии. В Пури в 1936 году Шри Юктешвар закрыл свои смертные очи для картин этого преходящего мира и ушел с сознанием, что его воплощение доведено до триумфального завершения.
Я рад, что в состоянии подтвердить письменно несомненность этого свидетельства о возвышенном характере и святости Шри Юктешвара. Будучи доволен пребыванием вдали от людей, он отдавался открыто и спокойно той идеальной жизни, которую .описал теперь на века его ученик Парамахамса Иогананда.
* * *
Предисловие к настоящему изданию
"Нам зачастую кажется, что вокруг не осталось ни одного дракона, ни единого рыцаря, ни одной принцессы, очаровывающей в загадочном лесу оленей и бабочек своей улыбкой.
Мы часто считаем, что наш век лишен границ и приключений. Судьба — это где-то за горизонтом, а светящиеся призраки исчезли навсегда.
Какая радость узнать, что ты ошибаешься! Принцессы и рыцари, чары и драконы, тайны и приключения... они не только рядом с тобой сейчас, они все и не думали покидать землю.
Наш век, конечно, поменял одежды. Драконы замаскировались в костюмы правительственных чиновников, в платье неудач и экипировку катастроф. Общественные демоны набрасываются на нас, как только мы осмеливаемся поднять глаза от земли или повернуть направо там, где нам велели повернуть налево. Внешность стала столь обманчивой, что принцессы и рыцари могут быть сокрыты как друг от друга, так и от самих себя.
И все же Хозяева Подлинной Реальности приходят к нам во снах, чтобы сказать, что мы никогда не теряли своих щитов от драконов, что мы наполнены голубым пламенем для изменения нашего мира по собственному желанию. Интуиция нашептывает истину: мы — не прах, мы — волшебники!"
Эти строки, написанные Ричардом Бахом в предисловии к одному из своих произведений — "Мост через Бесконечность", будут актуальны всегда, ибо многие позволяют себе быть увлеченными проявлениями видимого мира феноменов и настолько погружаются в водоворот "жизни", что не замечают истинного очарования божественного творения, присутствующего всегда и везде.
Из любви к людям Бог во все исторические периоды посылал на землю к Своим заблудшим творениям пророков. Наше время и в этом отношении ничем не хуже. Парамахамса Йогананда — один из таких посланников, исполнявший большую часть своей дхар-мы вдали от родины, неся свет любви и мудрости Индии далеко на Запад, в Америку. Его призыв к духовному воскрешению подхватили многие, однако для читателя нашей страны он остается личностью, известной лишь узкому кругу.
Россия, идущая длительным историческим путем тяжелейших испытаний на материальном и духовном плане бытия, обретает сейчас реальную возможность прийти к новой жизни и, может быть, даже дать неожиданный пример миру.
Именно в это время многие, сознательно или неосознанно обращаясь к поискам ответов на животрепещущие вопросы в сфере духовного, испытывают потребность в самореализации в самых различных направлениях. И тут в огромном количестве появляются всяческие школы "белых" и "черных" магий, экстрасенсов, различных оккультных учений и течений, единственной целью которых является использование этого гигантского потенциала в целях своего собственного выживания, но на самом деле далеких от реальной духовности, истинной мудрости. Необходимость таких течений очевидна, ибо те, кто соблазнился и пошел этим путем, находя его удобным и пытаясь увлечь других, тем самым предъявляют свою истинную сущность, неизвестную, возможно, иногда даже им самим. Они бесплодны, как мулы, их время приходит к концу. А те, которые, даже изначально соблазнившись, одумались и повернулись лицом к Свету Истинной Любви, являются реальными творцами будущего, грядущей эпохи духовности. И поэтому очень важно, особенно в это время, сделать правильный выбор, а выбранное и есть проявление внутренней сути. Однако боязнь сделать неверный выбор не может являться оправданием того, что он либо не делается вовсе, либо происходит метание от одной крайности к другой.
На рубеже XX века начал осуществляться один из замыслов Бога для этого времени — несение духовности древней Индии на Запад с целью восстановления гармоничной связи с попранной дхармой — космическим законом. Для этого в конце прошлого века Он указал на этот замысел Своим посланникам, начавшим подготовку к его осуществлению. Одним из ярчайших избранников для претворения этой миссии был Парамахамса Йогананда. Сложно представить, чтобы без прямого вмешательства Бога один человек в течение одной жизни смог провести некоторое время с поистине огромным числом святых людей, врачей, научных, культурных и религиозных деятелей, великих йогов, великих христиан. Да, воистину такое дается для осуществления Великой Миссии! И, как нам кажется, Парамахамса Йогананда с триумфом справился с ней. Кроме того, своим светом он ярко дополнил свет плеяды великих учителей Индии нашего времени, таких, как Шри Рамакришна Пара-махамса, свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Шри Рамана Махариши, Лахири Махасая, Шри Юктешвар Гири, Махатме Ганди, и многих, многих других.
Феномен Автобиографии заключается еще и в том, что величайший из аватар — Бабаджи впервые позволил открыть себя миру на страницах именно этой книги. Сам по себе этот факт указывает на значимость миссии Парамахамсы Йогананды, описывающего с позволения Махаватара множество случаев общения с ним. Феноменальность этого явления невыразима, ее невозможно, да и не должно объять умом. Но обещание, данное великим йогом и засвидетельствованное другими, что он никогда не покинет этого мира, — беспрецедентно. Однако как же греет оно сердце! Насколько сильно от него веет божественной Любовью, насколько дорого становится ощущение себя сыном заботливого, нежного, любящего Отца или Матери или другом Друга (как кому ближе), но в любом случае рождается радостное ощущение родства с Великой Семьей, делающее тебя всегда доступным, открытым для Нее и неприступным для всего дурного, наносного.
Из множества книг о йоге и йогах эта книга являет редчайший случай, когда описывается столь длинная преемственность династии великих учителей Индии, перенимавших эстафету света, мудрости и любви, а именно: Бабаджи — Лахири Махасая — Шри Юктешвар Гири — Парамахамса Йогананда. Благодаря деятельности Обществ Самопознания в Америке (Self-Realization Fellowship, 3880 San-Rafael Avenue, Los Angeles, California 90065, USA) и Йогода Сатсанга в Индии, основанных Парамахамсой Йоганандой в 1925 году, ныне возглавляемых его ученицей, президентом Шри Дая Матой, этот свет не угас и поныне.
Все, что написано здесь, происходило на самом деле. В достоверности изложенного материала нет сомнений, а потому от самого читателя зависит, что и как он воспримет, сможет ли он ощутить всем существом, что подвигнуло Автора отразить свой Свет в словах на бумаге. Может быть, именно в отблесках этого Света любовь Читателя пойдет рядом с ним по удивительным страницам удивительной жизни.
Рубен Захарбеков