"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.
1. Аум! Этот звук - все это. Вот его разъяснение: Прошедшее, настоящее, будущее - все это и есть звук Аум. И то прочее, что за пределами трех времен, - тоже звук Аум.
2. Ибо все это - Брахман. Этот Атман - Брахман. Этот Атман имеет четыре стопы.
3. (Находящаяся в) состоянии бодрствования, познающая внешнее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая грубое, вайшванара - (вот) первая стопа.
4. (Находящаяся в) состоянии сна, познающая внутреннее, из семи членов, из девятнадцати ртов, вкушающая тонкое, тайджаса - (вот) вторая стопа.
5. Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого сна, - это глубокий сон. (Находящаяся в) состоянии глубокого сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием, состоящая из блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо - мысль, праджня - (вот) третья стопа.
6. Это всеобщий владыка, это всезнающий, это внутренний правитель, это источник всего, начало и конец существ.
7. Не познающей внутреннего, не познающей внешнего, не познающей обоих, не пронизанной (лишь) познанием, (не являющейся) ни познанием, ни не-познанием, невидимой, неизреченной, неуловимой, неразличимой, немыслимой, неуказуемой, сущностью постижения единого Атмана, растворением проявленного мира, успокоенной, приносящей счастье, недвойственной - считают четвертую (стопу). Это Атман, это надлежит распознать.
8. Это Атман в отношении к звукам, звук Аум в отношении к частям. Стопы (Атмана) - части, и части - стопы: звук а, звук у, звук м.
9. Состояние бодрствования, вайшванара - звук а, первая часть из-за достижения или же - первенства. Поистине, кто знает это, достигает (исполнения) всех желаний и бывает первым.
10. Состояние сна, тайджаса - звук у, вторая часть из-за возвышения или же - обоюдности. Поистине, кто знает это, возвышает непрерывность знания, бывает равным, в его роду не бывает не знающего Брахмана.
11. Состояние глубокого сна, праджня - звук м, третья часть из-за изменения или же - поглощения. Поистине, кто знает это, измеряет все сущее и поглощает (его в себе).
12. Не имеет частей четвертое (состояние) - неизреченное, растворение проявленного мира, приносящее счастье, недвойственное. Так звук Аум и есть Атман. Кто знает это, проникает (своим) Атманом в (высшего) Атмана.