«В мире есть начало, Его можно считать Матерью вселенной.
Тот, кто постигает мать, чтобы знать ее дитя,
И познает дитя, чтобы держаться за мать,
До конца дней избегнет опасности»Дао-Дэ Цзин, Глава LII
Введение
Есть два учения, родившихся в Китае, на которые нужно обращать больше внимания при изучении китайской традиции. Это конфуцианская традиция, выраженная в «Лунь юй» и даосский «Дао-Дэ Цзин», иногда называемый так же «Лао-цзы» по одному из имен ее автора — Тайшан Лао Цзюня. В «Лунь юй» говорится о простых принципах того, как быть человеком, жить в мире и держать в порядке свои дела, а в «Дао-Дэ Цзин» говорится о высших принципах того, как быть человеком и управлять событиями. Одна книга дает модель поведения, другая выясняет и объясняет, почему оно должно быть таковым.
Именно поэтому «Дао-Дэ Цзин» гораздо сложнее для понимания, и если конфуцианство распространилось среди масс простого населения Поднебесной, учение о Дао и Дэ остается редким сокровищем, немногочисленные последователи и ученики которого принадлежат к элите китайского общества. Кроме того, из-за стремления правящих властей не допускать простых людей к скрытому в даосских источниках знанию (которое, как всякое настоящее знание, обладало реальной силой), на протяжении всей истории Даосизма происходило сознательное уничтожение или искажение этих источников. Это и сейчас можно наблюдать на примере отношения правительства КНР к движению Фалунь Дафа.
Основы учения о Дао
Даосизм — это учение, родившееся и выросшее в Китае, которое многими в мире, да и в самом Китае, воспринимается как религия.
В центре учения Лао-Цзы — понятие о великом Дао (букв. Путь), всеобщем едином Законе и Абсолюте. Дао — это корень и источник Космоса, из него рождается все, имеющее форму и состоящее из материи (как грубой, так и тонкой). Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Пути — Дао.
Проявляется же Дао через свою эманацию — через Дэ, и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает. Дэ — есть воплощение Дао в человеке. В «Книге перемен» («И-цзин») говорится: «К Дэ приходят благодаря верности и чести».
В самом даосизме, в отличие от многих других религий и духовных практик, нет выраженного направления само-осознания — поиска философских корней и оснований учения. Даосизм — это практика жизни, практика следования Дао, в ходе которой и познаются корни и основания.
Людям, начинающим свой духовный путь, даосизм помогает познать законы природы, учит хранить Жизнь во всех ее проявлениях, обеспечивает профилактику болезней и продление полноценной активной жизни. Кроме того, в отличие от направлений йоги, принятых на западе, и занимающихся лишь индивидуальным совершенствованием человека, Даосизм учит установлению гармонии в семье, обществе, нации и государстве, имея целью процветание и развитие всего человечества.
Не каждый, прочитавший книгу о Дао или выполняющий упражнения, становится даосом. Согласно традиции Дао Дэ Цзин, даос — тот, кто «телом и душой подчинен принципу, следует только Дао, следование Дао считает своим служением, и потому называется даосом».
Иерархия их такова:
- даосы Истинные небожители;
- даосы Святые Бессмертные;
- даосы отшельники, живущие в горах;
- даосы монахи;
- даосы, живущие в семье;
- даосы, приносящие жертвы вином.
В имени даоса отражается его путь следования Дао, эти пути в наше время разделяются на три основные группы:
- Отшельники, обычно живущие в горных пещерах; они занимаются внутренним и внешним самосовершенствованием, используя самих себя как полигон для экспериментов, обобщая и анализируя опыт внутренней работы и знания о Вселенной;
- Монахи, чья главная задача состоит в хранении, изучении, систематизации и научном исследовании классического наследия даосской традиции;
- Даосы миряне, практикующие Путь Дао в социуме.
При этом, горные отшельники практикуют гармонию с Небом, землей, солнцем и Луной, а миряне — с миллионами окружающих их живых существ. Даосское учение о взаимодействии человека и общества излагается в книге «Фан чжун шу», из нее западному читателю известна небольшая и часто извращаемая при изложении часть «Искусство внутренних покоев» о гармоничной сексуальной жизни. Здесь, в отличие от монотеистических религий, можно поставить даосизму в заслугу то, что он с большим тактом, глубиной и чистотой изучил эту интимную сторону человеческой жизни.
Онтология и гносеология даосизма
«Дао рождает Единое.
Единое рождает Две Ци (Инь и Янь)
Две Ци рождают три Материи (Небо, Землю и Человека)
Три Материи порождают Пять Элементов (Огонь, Вода, Металл, Дерево, Земля)
Пять элементов порождают всю Вселенную»Книга Перемен
Человек для даосов подобен Космосу, и различные миры-уровни существования космоса имеют свои прямые аналоги в человеке. Здесь имеется в виду прямое соответствие и взаимосвязанность, в терминологии индийской философии, тел Пуруши (Духа) и Пракрити (Материи) в человеке и Вселенной.
Поэтому, даосы считают, что, приводя в порядок себя, мы способствуем установлению божественной гармонии во вселенной, а развитие окружающего нас мира способствует нашему развитию.
По китайской традиции, у человека есть 10 «душ» — три земных души «по», соответствующих эфирному, астральному и ментальному телам, и семь небесных душ «хунь», условно соответствующих 5 высшим телам — от каузального до Атмана.
Даосская религиозная практика включает в себя учение об одновременном совершенствовании "природной сущности" (син) и "жизненности" (мин).
Термин «син» принято переводить как «природа» или «сердечная природа». С нашей точки зрения, его более адекватно переводить как астральное и ментальное тело, так как он употребляется в контексте чувственной и ментальной деятельности человека, а сердце здесь рассматривается как вместилище разума.
Аналогом «мин», который в синологии переводится как «судьба», видимо является тело буддхи (каузальное тело), проявляющее себя как вечное и изменяющееся вместилище индивидуального опыта, источник состояний разума и психики существа и источник его судьбы (кармы). Именно с «мин», с буддхи человека имеют дело многочисленные гадательные практики даосизма. Суть гадательных практик состоит во внимательном изучении элементов микрокосма человека (таких как ухо, спина, стопа, кисть, лицо), так как на каждом из этих элементов отпечатывается состояние всех плотных и тонких тел человека, и по ним можно судить обо всем, начиная от физического здоровья до судьбы.
Если же нас интересует не конкретный человек, а явления окружающего мира, то в качестве «зеркала микрокосмоса», отражающего состояние Вселенной и дающего предсказание, могут использоваться т.н. информационные монады (например, в гадании с помощью монеты или тростника по Книге перемен). При этом, для правильной и глубокой интерпретации результатов гадания (как и диагностики в даосской медицине) недостаточно обычного знания и опыта — необходимо высокое внутреннее развитие.
Пространственно-временной континуум, согласно теории и опыту даосов, непосредственно связан с материей Вселенной и тонкой каузальной материей, причем эта связь не сводится к профанному существованию материи на фоне пассивного пространства-времени. Эта связь более глубока и сакральна — так, например, по информации о точке в пространстве-времени возможно дать подробный прогноз развития человека или ситуации. Это, кстати, в некоторых своих интерпретациях коррелирует с современной теорией квантовой механики и релятивизма, что еще раз подтверждает глубокую и обоснованную истинность учения Лао-Цзы.
Изучение явлений внутренней и внешней Природы и их анализ на основе философии Инь-Ян позволили создать в рамках даосизма наиболее полное и подробное учение о гармонических ритмах Земли и человека, из существующих на сегодняшний день.
Вступление на путь
«Если человек постоянно чист и спокоен, к нему приходит знание Неба и земли»
Тайшан Лао Цзюнь
Вот что говорят Мужи Дао о вступлении на Путь: "Не умея перенести «трудного из трудных», нельзя стать Человеком из Человеков. И первое правило: изучение Дао — это именно преодоление трудностей, лишь потом надо учиться быть человеком. Совершать хорошие дела и не совершать плохих — значит накапливать Дэ. Накапливая мастерство и накапливая Дэ, естественно вступаешь на Путь".
Отметим в этой цитате несколько очень важных элементов для вступления на Путь, характерных и для Пути Йоги:
- Развитие происходит через сверх-усилие и, как следствие, сверх-страдание;
- Сначала нужно стать достойным человеком (а, следовательно, соблюдать Яму и Нияму; они практически совпадают для даосизма и йоги);
- Необходимо пройти начальный этап обучения;
Лишь при этих условиях постановка на путь будет естественной и надежной.
О сложностях же, связанных с начальным этапом обучения, говорят так:
«Они радуются мгновению, но пресыщаются, если приходится заниматься долго, начинают старательно, а кончают лениво и безрезультатно. Учатся не до тонкости, работают без тщания, ум их в беспокойстве, энергия шэнь не истинна; они тратят на учебу годы, а успехов все равно нет. Похоже, как говорится, что Великое Дао пренебрегает людьми. В действительности же не Дао пренебрегает людьми, а сами люди пренебрегают Дао»
Чжан Хэдао
Путь, по даосскому учению, предполагает занятия сложными методами особой психофизической тренировки, во многом напоминающей индийскую йогу. Она включает в себя два аспекта: совершенствование духа и совершенствование тела.
Так как главным при постижении законов Дао является покой, источником которого является пустота, основными помехами в начале пути становятся неконтролируемые чувства, желания и мысли. Поэтому, начинать необходимо с первичного очищения эфирного, астрального и ментального тел.
Практика в эзотерическом даосизме начинается с выполнения техник очищения тонких тел, схожих с «перепросмотром» Кастанеды, частично напоминающих покаяние в христианстве и медитацию без размышления в классической йоге. Загрязнения энергетики и разума убираются с помощью практик уединения (ритритов):
- Сидения в темном помещении;
- Сидения, со скрещенными ногами, постепенно увеличивая периоды сидения (здесь желательно дойти до многодневного ритрита);
- Сидения в обычном пустом помещении, но не менее 4-х часов.
Типовое время цикла созерцания в даосской практике кратно 4-м часам, периоды практик (например, ритрита) — 49-ти суткам. Причем, требуется это уже на начальных этапах обучения, из чего видно, что требования к практикующим весьма высоки.
Из поз для созерцания рекомендуются: «по-турецки», «полу-лотос» и «лотос» в сочетании с различными мудрами. Кончик языка касается верхнего неба, зубы легко сжаты, губы сомкнуты.
Возможно помещение практикующего в пещеры и земляные полости, аналогично земляному гробу Кастанеды, и в узкие деревянные ящики.
После очищения и успокоения астрального и ментального тел у практикующего начинается период спонтанного появления ярких астральных картин (раскрутка его истории жизни в обратном направлении), что используется для последовательного перепросмотра. Покой психики доходит до предела, и в этом покое рождается движение, используемое для осознанного очищения.
Кроме того, используются техники подвешивания на дереве, тренажеры для воспитания концентрации, сверхчувствительности и равновесия, опять же, во многом схожие с магическими техниками толтеков.
Для обучения используются также техники, в некоторой степени подобные сталкингу — для поддержания в учениках высокой бдительности даже в повседневной жизни. Однако, в самостоятельную дисциплину, по причине общей этико-социальной направленности китайской философской мысли, сталкинг (особая практика на пути Воинов — термин введен Кастанедой) у даосов так и не развился (к сожалению, ибо он мог весьма способствовать сохранению Учения и его последователей в непростые периоды крутых поворотов истории Китая).
Физические упражнения и медитации
Параллельно духовным практикам в даосизме также уделяется внимание и совершенствованию физического тела. Применяются статические и динамические упражнения, из которых в свое время выделились различные техники: тайцзи-цюань — при применении к движению философского принципа Тайцзи, син-и-цюань (на гармонии 5 элементов), и багуа-чжан (на гармонии 8 триграмм). Ведь духу для существования нужна форма, а для укрепления формы нужно опираться на дух.
Здесь наблюдается отличие от упражнений хатха-йоги, где, к сожалению, комплексы асан и пранаям, даже самые интенсивные, сами по себе не дают достаточной нагрузки на физическое тело, они более направлены на развитие гибкости и статического равновесия, стимуляцию желез внутренней секреции и, самое главное, на работу с энергетиками и состояниями сознания. Отметим, что в тайцзи и цигун работают с энергетикой более непосредственно и интенсивно, чем в хатха-йоге.
Выбирая ту или иную систему тренировки физического тела и совмещая ее с другими видами физической активности, следует, прежде всего, помнить о том, что избираемая система должна гармонично вписаться в социальную жизнь практикующего, соответствовать физиологическим особенностям его организма, национально-географическим и сезонным условиям, а также его статусу и поставленным задачам. Такой подход очень практичен, так как, если всесторонняя гармония не будет достигнута, то через некоторое время занятия будут либо прекращены (наиболее разумный выход) либо упорство в самопринуждении приведет к потере энергии, и, как следствие, травмам и проблемам «по жизни».
После установления внутренней тишины переходят к медитации с размышлением. При этом большое внимание уделяется реальным жизненным задачам практикующего, для которых нужно найти не только гармоничный способ решения, но и почувствовать благоприятный момент для претворения его в жизнь, сообразно внутренним ритмам и ритмам окружающего мира.
Медитации проводят не только в комфортных условиях, но и в трудных (отхожие места, кладбища, на жаре и холоде). Аналогичные практики широко применяются и на продвинутых уровнях йоги.
Объектами созерцания часто бывают Луна, Солнце (порой полный суточный цикл с непосредственным созерцанием смены светил), планеты, звезды и участки звездного неба. Соответственно наблюдаются и изучаются свойства, воздействия и энергетики светил.
Выполняются энергетические упражнения с созерцанием и обменом энергией с природными объектами: море, озеро, горы, деревья, а так же медитация на собственное дыхание (аналогичная йоговской Випасане) — для переноса созерцания от физического мира к каузальному.
Здесь необходимо отметить, что, с точки зрения даосов, энергетическая структура человека связана с конкретным местом на земном шаре, в котором он живет. А, следовательно, прохождение энергетических каналов и расположение тонких центров «даньтяней» у «средних» представителей разных народов будут отличаться.
Технике в даосизме придается очень большое значение, но, в сущности, она — лишь метод достижения гармонии с космосом и элемент Пути Дао.
Дополнительные практики
После достижения определенного уровня развития даосы отправляются в путешествие, называемое «Странствие с облаками». В отличие от обычных людей, они не ищут новых впечатлений или нового опыта, три их основные цели:
- Совершенствование своих тонких материальных тел с помощью одухотворенной энергии Природы
- Посещение Великих людей, для устранения с их помощью своих недостатков и увеличения достоинств
- Поиск новых закономерностей и изучение окружающего мира
Из комплексных практик, применяемых с весьма специфическими целями, не сводящимися к физиологическому очищению, отметим длительные сухие голодания и прием внешних пилюль (состоящих из сильных ядов, например свинца и ртути, в смертельных концентрациях) для последующего выведения из тела через внутренние органы, кровь и ткани, а затем через кожу.
Интересным и очень полезным разделом даосских практик являются дыхательные упражнения в движении, которые можно рассматривать как пранаямы при ходьбе.
О смерти и сне
Какими бы способностями мы не обладали, чем бы ни занимали мы свою жизнь, каждому из нас гарантировано получение знания о природе человека и его предназначении на Земле. Каждый из нас в недалеком будущем узнает: есть ли у него душа или нет, каковы ее качества и свойства, есть ли миры, иные, чем человеческий, есть ли Бог и кто он для человека. Ждать этих ответов нам осталось недолго, не более того срока, на который укажет Небо. Потом придет смерть.
Вряд ли найдутся люди, оспаривающие полноту и доказательность данного опыта. А значит, к старому патентованному рецепту «Как узнать, есть ли Бог» — «Посидите трое суток, не допуская в голову мысли, и увидите», можно прибавить еще один, более быстродействующий: «Полезайте в петлю, заодно и узнаете». Единственный недостаток этой методики — ее необратимость и некоторая рискованность.
Однако это не остановило даосов, которые не могли пройти мимо подобных экспериментов. Наиболее известен из них грандиозный по размаху, мужеству и трагизму эксперимент Люй Дунбиня (род. в 796г) одного из 8 Бессмертных патриархов даосизма.
Из трех тысяч его учеников, практиковавших смерть с последующим воскрешением (с пребыванием в состоянии клинической смерти до 3 дней), умерло в ходе эксперимента около 800 человек.
В результате была разработана методика, позволяющая выводить практикующего за порог смерти на несколько дней и затем возвращать оттуда. Методика очень сложна, доступна немногим, требует участия высокого Учителя и, даже при этих условиях, весьма рискованна. Тем не менее, даже в наше время есть живые патриархи, прошедшие ее по несколько раз, их иногда называют «живые мертвые».
Вот эта крайняя рискованность такой практики вместе с необратимостью ее для абсолютного большинства людей, совместно с необходимостью ждать несколько десятков лет естественного прихода ответа на упомянутые выше вопросы, побуждает ищущего к поиску других возможностей для исследования. И такую возможность Природа предоставляет нам каждый день. Это сон. Регулярная, кратковременная, обратимая репетиция смерти.
Естественно, даосы разработали практику осознанного сна, частично напоминающую практику «сновидения» толтеков. Была разработана подробнейшая классификация типов и причин обычных снов. От нее перешли к осознанным сновидениям, и к практикам с телами сновидения. Часть этого опыта была отражена и в буддийских источниках, например «Цветник закона, лес жемчужин».
Заключение
С благодарностью склоняюсь и всячески рекомендую интересующимся первоисточники: работы Учителя Ван Ли Пина и крупнейшего российского китаеведа В.В. Малявина.