"Введение в индийскую философию" представляет собой учебное пособие по индийской философии, рассматриваемой авторами как синтез ряда предшествовавших философских школ и систем. С. Чаттерджи и Д. Датта стремятся выявить национальные особенности индийской философии, подчеркивают ее теоретическую, собственно философскую проблематику. Авторы стремятся излагать взгляды многочисленных школ в древнеиндийской философии по возможности кратко и ясно. Из труда можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами, а также познакомиться с основами философской системы ведантиста Шанкары как источником современного индуизма.
С.Чаттерджи и Д.Датта
ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
Перевод А.Радугина, Е.Тучинской и А.Романенко
S.Chatterjee, D.Datta. An Introduction to Indian Philosophy (5th ed.) University of Calcutta, 1954
М.: Издательство иностранной литературы, 1955
ОГЛАВЛЕНИЕ
От издательства
Часть Первая
ВВЕДЕНИЕ
-
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
-
Природа философии
-
Сущность и предмет индийской философии
-
Школы индийской философии
-
Место авторитета и разума в индийской философии
-
Как постепенно развивались индийские системы философии
-
Общие характерные черты индийских философских систем
-
Пространственно-временная основа
-
КРАТКИЙ ОБЗОР СИСТЕМ
-
Система чарвака
-
Система джайнизма
-
Буддийская система
-
Система ньяя
-
Система вайшешика
-
Система санкхья
-
Система йога
-
Система миманса
-
Система веданта
Часть Вторая
ФИЛОСОФИЯ ЧАРВАКА
-
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ЧАРВАКА
-
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ЧАРВАКА
-
Неопределенность вывода
-
Свидетельство – ненадежный источник познания
-
МЕТАФИЗИКА
-
Мир состоит из четырех элементов
-
Души нет
-
Бога нет
-
ЭТИКА
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часть Третья
ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА
-
ВВЕДЕНИЕ
-
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ДЖАЙНИЗМА
-
Природа и виды познания
-
Критика взглядов чарваков
-
Джайнская теория суждения
-
МЕТАФИЗИКА ДЖАЙНИЗМА
-
Джайнская концепция субстанции
-
Классификация субстанций
-
Душа (джива)
-
Неживые субстанции (адживы)
-
ЭТИКА И РЕЛИГИЯ ДЖАЙНИЗМА
-
Зависимость души
-
Освобождение
-
Джайнизм – религия без бога
Часть Четвертая
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
-
ВВЕДЕНИЕ
-
УЧЕНИЕ БУДДЫ – ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
-
Отрицательное отношение к метафизике
-
Первая благородная истина – о наличии страданий
-
Вторая благородная истина – о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев
-
Третья благородная истина – о прекращении страданий
-
Четвертая благородная истина – о пути к освобождению
-
Философская подоплека этического учения Будды
-
ШКОЛЫ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
-
Школа шунья-вада мадхьямиков
-
Школа субъективного идеализма йогачаров
-
Школа саутрантиков (репрезептационизм)
-
Школа вайбхашиков
-
РЕЛИГИОЗНЫЕ ШКОЛЫ БУДДИЗМА – ХИНАЯНА И МАХАЯНА
Часть Пятая
ФИЛОСОФИЯ НЬЯЯ
-
ВВЕДЕНИЕ
-
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ НЬЯЙИ
-
Определение и классификация познания
-
Восприятие
-
Вывод
-
Упамана – сравнение
-
Шабда – свидетельство
-
ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО МИРА ФИЛОСОФИИ НЬЯЯ
-
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ Я И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ
-
ТЕОЛОГИЯ НЬЯЙИ
-
Учение о боге
-
Доказательства бытия бога
-
Антитеистические аргументы
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часть Шестая
ФИЛОСОФИЯ ВАЙШЕШИКА
-
ВВЕДЕНИЕ
-
КАТЕГОРИИ
-
Субстанция, или дравья
-
Качество, или гуна
-
Действие, или карма
-
Общность, или саманья
-
Особенность, или вишеша
-
Присущность, или самавая
-
Небытие, или абхава
-
СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ МИРА
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часть Седьмая
ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ
-
ВВЕДЕНИЕ
-
МЕТАФИЗИКА САНКХЬИ
-
Теория причинности
-
Пракрити и гуны
-
Пуруша, или я
-
Эволюция вселенной
-
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ САНКХЬИ
-
ДОКТРИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ
-
ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ БОГА
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часть Восьмая
ФИЛОСОФИЯ ЙОГА
-
ВВЕДЕНИЕ
-
ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ
-
ЭТИКА ЙОГИ
-
Природа и форма йоги
-
Восьмеричные средства йоги
-
МЕСТО БОГА В СИСТЕМЕ ЙОГА
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Часть Девятая
ФИЛОСОФИЯ МИМАНСА
-
ВВЕДЕНИЕ
-
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ МИМАНСЫ
-
Природа и источники познания
-
Не относящиеся к восприятию источники познания
-
Достоверность познания
-
Что такое ошибка?
-
МЕТАФИЗИКА МИМАНСЫ
-
Общее мировоззрение
-
Теория потенциальной энергии (шакти и апурва)
-
Учение мимансы о душе
-
РЕЛИГИЯ И ЭТИКА МИМАНСЫ
-
Место вед в религии
-
Концепция долга
-
Высшее благо
-
Является ли миманса атеистическим учением?
Часть Десятая
ФИЛОСОФИЯ ВЕДАНТА
-
ВВЕДЕНИЕ
-
Происхождение и развитие веданты
-
Развитие веданты в ведах и упанишадах
-
Единые взгляды главных школ веданты
-
МОНИЗМ ШАНКАРЫ (АДВАЙТА)
-
Учение Шанкары о мире
-
Учение Шанкары о боге
-
Учение Шанкары о я, зависимости и освобождении
-
ОГРАНИЧЕННЫЙ МОНИЗМ РАМАНУДЖИ
-
Учение Рамануджи о мире
-
Учение Рамануджи о боге
-
Учение Рамануджи о я, зависимости и освобождении
Сноски
Библиография
Примечания редакции
Источник материала: psylib.org.ua