Классический труд "Йога-сутра" был написан мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Он обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, собрал изречения и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством. "Йога-сутра" состоит из 194 афоризмов, которые раскрывают смысл йоги, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего йогу. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали. Здесь представлено 7 разных переводов сутры с санскрита.
(Перевод 1987 года. The Yoga-sutras of Patanjali. Sanskrit Text and English Translation by M.N.Dvivedi.)
1
ЧАСТЬ О САМАДХИ
-
Вот изложение йоги.
-
Йога есть подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).
-
Тогда "зрящий" пребывает в своей подлинной природе.
-
В другое же время он приобретает природу Вритти (состояний).
-
Вритти – болезненные и не болезненные – бывают пяти видов.
-
Достоверное знание, неразличение (ошибочное знание), заблуждение, сон, воспоминание.
-
Достоверное знание: непосредственное восприятие, вывод, устное свидетельство (знающего).
-
Неразличение (одного от другого): ложное знание, не соответствующее реальной форме.
-
Словесное знание пусто (не имеет реального объекта знания). Это заблуждение.
-
Сон – состояние, опирающееся на отсутствие мысли.
-
Память – переживание точного представления об объекте.
-
Ограничение их (этих 5 видов Вритти) дает практика отрешенности (Вайрагья).
-
Практика – это устойчивая концентрация на этой (отрешенности).
-
Эта (практика) по настоящему прочно утверждается (если она совершается) долгое время, непрерывно и со страстным вниманием.
-
Осознание власти над избавлением от жажды к объектам (и привязанности к объектам) – зримым или слышимым – это Вайрагья.
-
Этот высочайший, называемый Пуруша, не испытывает жажды (желаний) к качествам объектов.
-
Рассуждение, обдумывание, радость и самосознание, постигающее отныне все формы – это Сампраджнята (Самадхи).
-
Практика прекращения мышления, (когда сохраняется) только наполненность остаточными впечатлениями (Санскарами) – это иное (Асампраджнята самадхи).
-
Растворение всего себя в реальности (Пракритилайя) – это Бхава-пратьяя (самадхи познания бытия, 1 вид Асампраджнята Самадхи; 2 вид – Упайяпратьяя Самадхи, познание самого себя как зрящего).
-
В другом случае это Самадхи (достигается) наполнением знанием, верой, силой, памятью.
-
При строгой суровой практике (успех) приходит быстро.
-
Но даже и при умеренной или средней (практике) результат – тот же, что и при наивысших усилиях.
-
Либо отдача всего себя Ишваре (и делание Ишвары побудителем всех своих поступков).
-
Там (в Ишваре) – наивысшее всезнание.
-
Ишвара – особый Пуруша, не затронутый страданиями, судьбой и их последствиями.
-
Этот Ишвара, не ограниченный во времени – учитель самых древних/учителей/.
-
Его символ – слог "ОМ".
-
Представление о его (Ишвары) сути дает делание "джапа" (повторение слога ОМ).
-
Так приходит способность к само созерцанию и разрушение всех внутренних помех.
-
Эти помехи: болезни, лень, сомнения, невнимательность, сон разума, приземленность интересов, ложное восприятие, недостаточная сосредоточенность, отступление от достигнутого, рассеянность сознания.
-
Горе, скорбь, беспокойство ума, неустойчивое положение тела нерегулярность дыхания – вот спутники рассеянности.
-
Единственный способ для их обуздания – практика.
-
Дружелюбие, радость, сочувствие, равнодушие к приятному и неприятному, к доброму и злому – это делает сознание чище и прозрачнее.
-
Или вдыхание и задержка дыхания (также делают сознание прозрачнее).
-
Несомненно этими вещами порождается высшая устойчивость ума.
-
Страданиями не затрагивается сияющий свет (Этот свет – сущность Пуруши и в него превращается Читта, становясь чистой и прозрачной).
-
Или уходом сознания от привязанности к объектам.
-
или познанием снов со сновидениями и снов без сновидений.
-
или медитированием над чем угодно по своему выбору.
-
Все от атома до бесконечности подчинено ему (йогину).
-
Увяданием вритти (достигается) прозрачность сознания, подобная прозрачности кристалла. Зрячий, зримое а также инструмент зрения достигают постоянного единства.
-
Здесь слово, значение и заблуждение совмещены, сплетены. (Таково) "достижение с рассуждением" (Савитарка самапатти).
-
Когда память очищена и имеет свою собственную природу, (она) пуста как суть самого объекта. Это – сияющее "достижение без рассуждения" (Нирвитарка самапатти).
-
Посредством этого объясняются также Сарвичара и Нирвичара ("с проникновением в смысл" и "без проникновения в смысл" тонких объектов.
-
Тонкие объекты пребывают в Бескачественности (Алинга – бескачественность, бесформие; синоним Прадханы, Первоматерии).
-
Они (Савитарка, Нирвитарка, Сарвичара, Нирвичара) – лишь имеющее семя самадхи ("сабиджа самадхи"). Считается, что семя Вритти остается в бессознательном и может прорасти. Поэтому эти виды Самадхи считаются не окончательными, т.е. обратимыми. – Прим. перев.
-
Нирвичара ("без рассуждения") – дает невозмутимость и спокойствие, прозрачность самого себя.
-
Там (в Нирвичара) истина и знание идентичны.
-
Словесное знание и знание от умозаключений (отличается) от непосредственного знания, проникающего в суть объектов.
-
Впечатления, возникающие (в Самадхи), подавляют все иные впечатления.
-
Подавлением даже этих впечатлений – (в то время как) все (остальные уже) подавлены, (достигается) Нирбиджа Самадхи ("лишенное семени Самадхи").
{mospagebreak}
2
ЧАСТЬ О САДХАНЕ
-
Аскетизм, изучение (йоги) и делание Ишвары побудителем всех своих поступков – это Крийя-йога (йога очищения).
-
(Эта йога предпринимается) ради ослабления страданий и целью достижения Самадхи.
-
Страдания (таковы): неведение, эгоизм, привязанность, отвращение, любовь к жизни.
-
Неведение – поле для (произрастания) других (видов страдания) – действующих в полную силу, преодоленных или спящих и слабых.
-
Неведение – это принятие невечного, нечистого, болезненного, нечистого "не- Я" за вечное, чистое и радостное (подлинное) "Я" (Атман).
-
Эгоизм – отождествление зрящего с инструментом зрения.
-
Пристрастие – то, что влечет к наслаждениям.
-
Отвращение – следствие страдания.
-
Привязанность к жизни проистекает из самой жизни и укоренилась даже в мудрецах.
-
Эти (5 видов страдания) преодолеваются свертыванием активности и переходят в тонкую (потенциальную) форму.
-
Дхиана (медитация) уничтожает их (5 видов страдания) состояния.
-
Корень страданий, испытываемых в видимых рождениях и в невидимых (иных рождениях) – в намерениях к действиям.
-
Когда существует корень, то это (разные виды страдания) созревает в разных проявлениях жизни то как наслаждение, то как боль.
-
Они (разные проявления жизни) дают плоды: наслаждение и боль, в зависимости от добродетелей или пороков.
-
Для мудрого несомненно все есть страдание – из-за противодействия Гун все впечатления в любых их превращениях болезненны.
-
Страдания, еще не наступившего, можно избежать.
-
Причина избегаемого (страдания) – отождествление зрящего и зримого.
-
Зримое – (служащее) для наслаждения и освобождения – сущность органов чувств (Индрий) и стихий (Бхут). Оно (имеет) свойство устойчивости, активности и проявленности.
-
Делимое (неоднородное) и неделимое (однородное), имеющее признаки и лишенное признаков – 4 состояния Гун.
-
Зрящий – сущность зримого. Он чист (по своей природе), хотя и смотрит (на мир) через наложение (на сознание впечатлений).
-
Сущность зримого – только это.
-
Хотя (зримое) для того, кто достиг цели (освобождения) (как бы) перестает существовать, однако оно не перестает существовать для того, кто еще не достиг, так как имеет общую основу с иными чем он (с еще не достигшими). Когда Вритти устранены из сознания и оно становится подобным пустому зеркалу, воспринимаемое не создает в нем отпечатков и не изменяет самого "зрящего". Поэтому зримое для того, кто достиг цели как бы перестает существовать. – Прим. перев.
-
Отождествление (зрящего и зримого) – причина (того, что) настоящая природа обладателя и обладаемого (зрящего и зримого) не может быть достигнута.
-
Причина этого (отождествления) – неведение.
-
Когда нет его (неведения) – нет и отождествления. Устранение этого (отождествления зрящего и зримого) – (это) Кайвалья (целостность) зрящего.
-
Средство для устранения (этого) – непрерывно осознавать знание (о нетождественности зрящего и зримого).
-
Его (зрящего) познание (имеет) 7 стадий.
-
Практикой йоги всё нечистое уничтожается, а свет знания (достигает) мудрости понимания.
-
Йама, Нийама, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – восемь ступеней (Йоги).
-
Ненасилие, правдивость, не взятие чужого, отсутствие жадности, половое воздержание – вот правила Йамы.
-
Это – универсальные великие обеты, не ограниченные сословием, местом, временем и обстоятельствами.
-
Чистота, довольствование тем, что есть, самодисциплина, изучение (йоги) и делание Ишвары побудителем всех своих поступков – это Нийама ("соблюдение обетов").
-
Если есть беспокоящие размышления – привыкай к противоположному.
-
Мысли о вреде другому – исполненные, планируемые (либо) одобренные (вследствие) жадности, гнева, невежества порождают бесконечное страдание и неведение независимо от того, будут ли (эти мысли) слабыми, средними или сильными. Культивируй противоположное.
-
В присутствии утвердившего ненасилие всякая вражда прекращается.
-
Когда правдивость утверждена, действия и их плоды зависят (от нее).
-
(У того, кто) утвердил неприсвоение чужого, появляются все богатства.
-
Утверждением полового воздержания появляется сила.
-
Утверждением нежадности узнается процесс рождений (и перевоплощений).
-
От очищения своего тела (возникает) нежелание контактировать с другими (телами).
-
Очищением (своего) бытия (достигается) безмятежность ума, направленность его на одно, овладение своими чувствами и подготовленность к восприятию (своего) "Я" (Атма).
-
Довольством (тем что есть) приобретается высшее счастье.
-
Совершенство тела и чувств (достигается) самодисциплиной (аскетизмом), устраняющей нечистоту.
-
Изучением (йоги) достигается связь с почитаемым божеством.
-
А деланием Ишвары побудителем всех своих действий (достигается) совершенство Самадхи.
-
Асана (поза тела) должна быть устойчива и приятна.
-
Устранение напряжения (тела) (дает) достижение бесконечного.
-
Тогда прекращаются беспокойства от двойственности.
-
Будучи там (в избранной асане), прекращай движение вдоха и выдоха. Это Пранаяма.
-
Проявления (формы) Пранаямы (бывают) внешними, внутренними и неподвижными (вдох, выдох и задержка дыхания). Они (бывают) продолжительными или короткими и количество их регулируется в зависимости от места и времени.
-
Четвертый (вид Пранаямы) выходит за пределы внешней и внутренней областей.
-
Этим разрушается завуалированность света.
-
И ум (Манас) становится причастным к Дхаране (концентрации внимания).
-
Когда чувства следуют естественной природе сознания (Читты) без соединения со своими объектами – (это) Пратьяхара.
-
Из этого (возникает) высочайший контроль над чувствами.
{mospagebreak}
3
ЧАСТЬ О МОГУЩЕСТВЕ
-
Дхарана (концентрация) – удержание сознания на одном объекте.
-
Дхиана (медитация) – непрерывное погружение туда (в объект).
-
Самадхи – пустота собственной природы сияния сущности объекта.
-
Эти три вместе (Дхарана, Дхиана, Самадхи) – Самьяма.
-
Достижение этого – свет знания.
-
Используй его (этот свет) как образец.
-
Эти три ("внутренние" стадии Йоги – Дхарана, Дхиана, Самадхи) более родственны, чем предыдущие (стадии).
-
Но для Нирбиджа Самадхи (Самадхи "без семени") и эти три стадии – внешние.
-
В состоянии подавления последовательности моментов (потока) сознания подавляется возникновение и исчезновение впечатлений (и вместе с этим) подавляется и мятежность сознания.
-
Поток впечатлений успокаивается.
-
В сознании, изменяющемся в Самадхи, нарастает разрушение множественности (объектов и их значений) и возрастает однонаправленность.
-
Состояние однонаправленности сознания – наполнение сознания прошлым и настоящим, уравновешенными в нем (в сознании).
-
Этим объясняются превращения свойств, качеств и состояний органов чувств и (пяти) элементов.
-
Состояния (сознания) следуют за свойствами – теми, что не проявлены; которые есть и которые будут.
-
Причина других изменений – другой порядок (составных элементов).
-
Самьямой над тремя превращениями (свойств, качеств и состояний) – (достигается) знание прошлого, и будущего.
-
Знание звуков всех живых существ – (достигается) самьямой над словом, значением и идеей, (которые обычно) смешаны друг с другом, поскольку они совмещены.
-
(Знание прошлых) рождений и состояний жизни (приходит) от наполнения непосредственным восприятием Санскар (отпечатков в сознании).
-
(Самьямой) над мыслями (достигается) знание (сущности) сознания других (людей).
-
Но это (знание) – не содержание (ума других людей), так как это (содержание) не соответствует существующим (на самом деле) элементам.
-
Самьямой на форме тела (достигается) способность к прекращению восприятия (тела), так как свет (отраженный от тела) не контактирует с глазами (других людей). (Это)способность быть невидимым.
-
Этим (практикой самьямы) объясняется и отсутствие внутреннего звука (неслышимость, сопутствующая невидимости).
-
Судьба бывает быстрая и медленная по своим последствиям. Самьяма на этих (двух видах судьбы) дает знание о смерти а также о предзнаменованиях.
-
(Самьямой) на дружелюбии (приобретается) душевная сила.
-
Самьямой над силой слона (приобретается соответствующая) сила.
-
Знание далеких скрытых и тонких объектов (достигается) направлением внимания на происхождение/этих объектов.
-
Самьямой на солнце (достигается) знание миров,
-
(над) Луной – знание созвездий,
-
(а над) Полярной звездой – знание их (звезд) путей.
-
(Самьямой) над солнечным сплетением – знание устройства тела.
-
Самьямой над углублением у горла – прекращение голода и жажды.
-
Устойчивость (достигается самьямой) над Курма-нади (центр равновесия).
-
(Самьямой) над сиянием на верхушке головы (достигается) узнавание (людей, достигших) Сиддхи.
-
(Самьямой) над пониманием – всеведение.
-
(Самьямой над) сердцем – осознание (природы) сознания.
-
Самьямой на своей сущности и не сущности (достигается) знание Пуруши.
-
Отсюда (из Самьямы над Пурушей) рождаются: интуитивное знание, сверх-слышание, сверх-осязание, ясновидение, чувство сверх-вкуса, сверх-обоняния.
-
(Однако) когда сверхспособности пробуждены, они становятся препятствием для Самадхи.
-
При ослаблении причин и связей сознание входит в другие тела.
-
Овладев Уддана (вайю) (можно ходить) по воде, по болоту и по колючкам не контактируя (с ними) и побеждая (их).
-
Овладев Самана (вайю) (можно видеть) светимость (живых существ).
-
Самьямой над связыванием слуха и эфира достигается божественный слух.
-
Самьямой на связи тела с эфиром (достигается) легкость, (подобная) легкости хлопка и способность передвигаться в пространстве.
-
Самьямой над "великой бестелесностью" внешние вибрации приобретают реальность. Этим (достигается) свет, разрушающий вуаль иллюзорности.
-
Победа над (пятью) стихиями (достигается) самьямой над назначением и составом природы (этих) стихий – от грубых до тонких.
-
Вследствие этого проявляется утонченность всего тела, его совершенство и понимание его неуничтожимости.
-
(Правильная) форма, красота, сила, алмазная крепость – таково совершенство тела.
-
Самьямой над восприятием собственной природы самосознания и постижением его сути – победа над чувствами.
-
Из этого – быстрота ума, (способность) восприятия без инструментов (органов чувств) и власть над первоматерией (Прадхана).
-
Самьяма над различием Пуруши (зрящего) и Саттвы (бытия) дает всемогущество и всезнание.
-
Отречение даже (от) этих (сил) – (дает) разрушение семян несовершенства (и достижение) Кайвалья.
-
При (достижении) высокого положения гордость, привязанность к своим идеям и нетерпимость к другим (становится) причиной утраты этого положения.
-
Самьямой над моментами времени и их последовательностью (достигается) различающее знание.
-
А из него – распознавание двух сходных (событий), чьё различие не может быть измерено ни общественным сословием, ни свойствами, ни местом.
-
Все объекты во всех их значениях одновременно – таково спасающее знание. Это и есть различающая мудрость (Кайвалья).
-
Кайвалья – это в равной степени очищение и своего существования (Саттва) и Пуруши (зрящего).
{mospagebreak}
4
ЧАСТЬ О КАЙВАЛЬЕ
-
Сиддхи (совершенства) приобретаются Самадхи, аскетизмом, мантрой, химическими средствами и от рождения.
-
Наполнением Пракрити (происходит) превращение от одного (вида Сиддхи) к другим.
-
Различные действия не есть (прямой) причиной проявления Пракрити (в виде Сиддхи), но они устраняют препятствия, подобно земледельцу (устраняющему препятствия для роста растений, которые потом растут сами собой).
-
(Все) созданные (формы) Читты происходят из самосознания (Асмита).
-
Их проявлений много, но причина всех проявлений одна – не проявленное (чистое) сознание.
-
Там (в не проявленном чистом сознании есть то состояние, которое) рождено в медитации (Дхиане) и не имеет желаний.
-
Для йогинов действия не есть ни белыми, ни черными; ни добрыми ни злыми, в то время как для других (людей) они трех видов (белые – добрые, черные – злые, и смешанные).
-
Эти (три вида действий) позволяют проявиться только тем желаниям, которые соответствуют их плодам.
-
Однородные впечатления в памяти находятся в последовательности, хотя они (могут быть) разделены (в зависимости) от места, времени и вида.
-
Из-за вечности желаний безначальным является и все это (стремления, впечатления и т.п.).
-
Причины, следствия, основания и объекты связаны вместе. При их отсутствии отсутствуют и те (стремления и действия).
-
Прошлое и будущее существуют в их собственной природе, так как зависят от различных законов.
-
Они (прошлое, будущее и их законы) – проявлены или не проявлены в зависимости от сущности (трех) Гун.
-
Реальность объектов и вещей (определяется) единством (всех) превращений.
-
Объект (может быть) одним и тем же, но его отражение в сознании отличается, так как природа обоих (объектов и их отражений в сознании) различна.
-
Объекты не зависят от единичного сознания, ибо при отсутствии этого (сознания), что случилось бы (с этими объектами)?
-
Познаваемость или непознаваемость объектов (зависит) от того, воздействуют ли они на сознание, накладывая на него свой отпечаток.
-
Неизменный Пуруша всегда знает состояния сознания, ибо он их повелитель.
-
Эти (сознания) не являются самосветящимися (не есть "зрящим", так как все состояния сознания – это "зримое", "освещенное" для "самосветящегося" Пуруши).
-
Невозможно одновременно воспринимать обоих ("зрящего" и "зримое").
-
(Если предположить) зримым иное сознание или иной разум, (зримый) по отношению к первому разуму (то возникает только) путаница в памяти, не имеющая конца.
-
Сознание неизменно, но его признают за свой собственный разум из-за ложного отождествления (сознания с разумом, Читты с Буддхи).
-
"Окрашиваясь" разделением на зрящего и зримое, сознание отражает в себе сущность всего.
-
Из-за своей сложности сознание пестрое и разнообразное от бесчисленных стремлений и мыслей, но это (существует) ради запредельного (Пуруши).
-
Для того, кто видит это различие, полностью прекращается представление о тождественности бытия и Атмана (зримого и зрящего).
-
Владеющее этим несомненно "различающим" знанием сознание безмятежно и тяготеет к Кайвалья.
-
(Но) из-за впечатлений, (возникающих) в промежутках между этим (погружением в Кайвалья) (возникают) мысли.
-
Об устранении их уже было сказано (когда говорилось об устранении пяти видов страданий).
-
(Достигший) "высшего размышления" – той "различающей мудрости", для которой нет привязанности ни к каким вещам, приходит к "Дхарма Мегха Самадхи" (Самадхи "облака самой сущности").
-
Этим прекращается действие страданий.
-
Тогда (в Дхарма Мегха Самадхи) знание, лишенное всех покровов и примесей, становится бесконечным, а мир – малым.
-
Тогда окончены последовательные превращения Гун, так как их назначение уже исполнено.
-
Моменты времени – непрерывный ряд. Изменения познаются лишь на последней стадии этого последовательного ряда (но в Самадхи знание мгновенно и последовательность времени исчезает).
-
Устранение в обратном порядке Гун, ставших для Пуруши пустыми – это Кайвалья, утверждение силы сознания в своей собственной природе. Сутры 35-38, существенные по своему содержанию, добавлены Рамамурти Мишрой в его переводе "Йога-сутр" (N.Y., 1972). Считается, что они сохранились в устной традиции и приписываются Патанджали. – Прим. перев.
-
Кайвалья и Нирвана полностью тождественны.
-
Кайвалья – состояние сущности Пуруши.
-
Кайвалья – видение Пуруши во всей Вселенной и всей Вселенной в Пуруше.
-
Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство) присущи имеющему качества Пуруше (Сагуна Пуруша). Но бескачественный (Ниргуна) Пуруша выше этого.