Алфавитный указатель:

Современная психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Это сравнительно молодая наука. Её основное отличие от всех других состоит в том, что с одной стороны, объект изучения, то есть психика человека, близок каждому из нас, но, с другой стороны, это единственная наука, где объект – ту самую психику – не возможно ни пощупать, осмотреть или измерить, ни увидеть в микроскоп или телескоп, ни получить в лаборатории путём синтеза, ни вывести при помощи формул. Этот объект эфемерен, что делает его исследование чрезвычайно трудным.

Каждый человек, переживший когда-либо горе, страдание или боль, подсознательно стремится к противоположным состояниям счастья и гармонии. Очевидно, что для осуществления этой задачи, необходимо познать ментальные механизмы возникновения счастья и несчастья.

К сожалению, психологи так и не пришли к единому мнению, где же находится эта загадочная психика и что она из себя представляет. Существующие на сегодняшний день «базовые теории» психологии по-разному рассматривают этот вопрос. Вот некоторые из них.

Сторонники биологической концепции объясняют поведенческие и психические явления с точки зрения физиологии и анатомии, и, следовательно, они заняты в первую очередь изучением головного мозга и нервной системы.

Сторонники психоаналитической концепции особое значение придают бессознательным психическим процессам и проблемам раннего развития ребёнка, в особенности конфликту между желаниями ребёнка и внешними запретами.

Когнитивные  психологи исследуют умственные (ментальные) структуры, регулирующие поведение человека, то есть такие механизмы, как мышление, память, восприятие, воображение и так далее.

Сторонники бихевиористской концепции считают одним из мощнейших внешних раздражителей, формирующих поведение индивида, стимулы внешней среды, в том числе – поведение окружающих. Они полагают, что психические явления не подлежат объективному исследованию, поэтому предметом психологии считают поведенческие особенности людей.

Существует так же и великое множество других концепций: социокультурная, гуманистическая, феминистическая, постмодернистская, психодинамическая, нейропсихологическая, гносеологическая и ряд других. Все они бесконечно разные, но схожи в одном – ни одна из них не позволяет по настоящему глубоко и полно исследовать и понять психику человека. То есть создать единую стройную теорию так и не удалось. И это не удивительно, ибо как исследовать то, о строении чего не имеешь никакого представления, а основываешься лишь только на своих предположениях?

 

С этой точки зрения, йога «продвинулась» намного дальше. В её философии довольно подробно излагается строение всех структур человека, в том числе и его психики.

Начнём с того, что в йоге человек не рассматривается как нечто, ограниченное лишь рамками физического тела. С точки зрения йоги, сознание человека или его «я» - это независимое духовное начало, свободное от ограничений тела, чувств и ума. Предметом исследования в йоге как раз и является изучение природы «я», а также взаимоотношений сознания с умом и его функциями.

Итак, «я» - это чистое сознание, объединённое с физическим телом и тесно связанное с тонким телом, состоящим из чувств, ума, эго и сверхсознания. Место пребывания сознания и его психический механизм называется читта. Читта состоит из трёх главных систем: ум (манас), эго (ахамкара) и сверхсознание (буддхи). Во избежание путаницы, сразу же следует сказать, что значение понятий «ум» и «эго» в йоге несколько отличны от принятых в психологии.

Разберём более подробно суть и функции каждой из этих систем.

Манас управляет всеми действиями тела (сознательными и произвольными) и всеми ощущениями (осознанными и незаметными). Это первичная сила мыслящего принципа. Он воплощает бессознательные, инстинктивные желания личности. Он стремится к удовольствиям, поэтому  даёт начало основным влечениям к пище, сексуальному удовлетворению, агрессивности, всей сенсорной и моторной деятельности и немедленному стремлению достичь эмоциональных целей. Функцией манаса является формирование памяти, собирание мыслей, воображение и формирование идей и картин для удовлетворения сознания и устранения неблагоприятных ситуаций. То есть, манас получает ощущения от всех сенсорных органов и в соответствии с этим сразу же направляет психическую энергию к внутренним и внешним органам. При этом, если желание не удовлетворено или ожидаемый эффект не получен, манас начинает формировать воображаемые картины исполнения желания (как в бодрствовании, так и во сне). Но эта часть читты ещё не знает реальности внешнего и внутреннего мира. Она неспособна представлять субъективно-объективные отличия, а так же  отделять «я» от «не-я».

Знать реальность, представить реальное сознанию и вычеркнуть из жизни нереальное – это исключительные функции эго (ахамкары). Ахамкара отбрасывает все желания, ощущения, воображения и представления, которые не являются реальными или которые могут оказаться вредными для существования «я». Цель ахамкары – не допустить траты психической энергии на желания, которые не реальны. Путём отмены неблагоприятных желаний, ахамкара через манас направляет психическую энергию против враждебных сил, создающих напряжение и неудовлетворённость. Таким образом в человеке развивается мышление, сила воли и читта в целом. Если манас представляет образы объектов для удовлетворения чувств, то ахамкара допускает только те картины, которые для них благоприятны.

Манас – первичный процесс мышления; ахамкара – вторичный процесс, который не может развиться без достижения первичным процессом зрелости. Манас не может отличить субъективный мир ума от объективного мира физической реальности. Анализ субъективного и объективного миров – рабочая способность ахамкары. Таким образом, ахамкара раскрывает мир относительности, стимулирует мощь рассудка и развивает восприятие, память, мышление, действие и личность. Человек начинает воспринимать внешнее и внутреннее окружение весьма тщательно и точно. Суть ахамкары – в эффективном мышлении, посредством которого человек способен достичь истины.

Главная цель буддхи – третьего и основного компонента читты – найти истину. Буддхи – раздел читты, который выносит решения об условной и безусловной истине, низшей и Высшей Истине, относительной и запредельной реальности. Буддхи обнаруживает единство внутреннего и внешнего и достигает единства Вселенной. Буддхи даёт человеку осознать, что нужно не только подчиняться принципам реализма (чтобы обрести наслаждение, покой и избежать страданий), но и стараться понять кармические законы природы и вести себя согласно моральным и этическим нормам.

Между этими тремя инструментами нет резких разграничительных линий. Ахамкара образована из манаса. Буддхи образовано из ахамкары.

Когда читта связана с каким-то объектом через манас, она принимает форму этого объекта. Через эти модификации читты, «я» и признаёт все окружающие объекты. «Я» отражается в читте как в зеркале и поэтому ему кажется, что все изменения происходят именно с ним. «Я» начинает рассматривать себя как субъект, который рождается и растёт, а со временем стареет и умирает.

Вот основные заблуждения, возникающие, когда «я» начинает отождествлять себя с читтой:

- авидья – ошибочное знание, из-за которого человек представляет невечное вечным, «не-я» воспринимает как «я», неприятное считает приятным, нечистое – чистым;
- асмита – отождествление отражения «я» с читтой, хотя она лишь инструмент для восприятия объектов;
- рага – страстная любовь к приятному, к средствам достижения чувственных наслаждений;
- двеша – ненависть и отвращение к боли и её причинам;
- абхинивеша – присущее всем созданиям инстинктивное стремление к жизни и страх перед физической смертью.

 Однако в действительности, «я» выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех психологических изменений, таких как сон и бодрствование, рождение и смерть.
 
При этом, у самой читты существует бесчисленное количество модификаций, которые можно разделить на пять групп:

- прамана – истинное познание, которое складывается из восприятия, логического вывода и устного свидетельства авторитетного лица;
- випарьяя – ошибочное познание объектов, видение их не такими, каковыми они являются в действительности, а так же сомнения и неопределённость;
- викальпа – чисто словесная идея, вызванная словами, за которыми не стоят реальные объекты;
- нидра (сон) – своеобразная модификация читты, в которой из-за преобладания тамаса (о котором будет сказано несколько ниже) прекращается бодрствующее состояние сознания. Нидра делится на два класса: сон со сновидениями и глубокий сон.
- смрити (память) – припоминание опыта и воспроизведение прошлых событий без какого-либо изменения или искажения.

Если эту схему приложить к современной психологии, то мы увидим, что например различные фобии формируются под влиянием памяти о каком-то негативном событии и ошибочным выводом из этого события. Зная это, гораздо легче помочь человеку переосмыслить его негативный опыт и перебороть страх.
 
До тех пор, пока в читте происходят изменения, «я» отождествляет себя с ним. В результате чего, «я» чувствует удовольствие или страдание от объектов мира и соответственно любит их или ненавидит. Для «я» это означает зависимость. Следовательно, если мы хотим добиться освобождения, то мы должны научиться сдерживать активность тела, чувств и манаса и, наконец, прекратить все модификации читты. Когда это происходит и читта приходит в состояние совершенного спокойствия, «я» осознаёт себя как нечто отличное от комплекса ум – тело, как свободное, целостное, бессмертное, самосветящееся сознание. Именно достижение этого состояния, полностью свободного от каких бы то ни было страданий, и является целью йоги.

Выше мы рассмотрели строение мышления, а теперь постараемся понять, как в читте возникают те самые психологические процессы. Для этого введём ещё три необходимых понятия. Согласно философии йоги, все, что существует во Вселенной, составляют три начала, называемые гунами – это саттва (подлинная природа разума, проявляющаяся как свет, радость, умиротворённость, единство), раджас (источник всяческой деятельности, движения, изменений, но так же и страданий) и тамас (инерция, сопротивление, неведение, леность, вялость, отсутствие энтузиазма, а так же источник слепых страстей). Саттвическое состояние является правильным, природным, поэтому каждая составляющая читты должна стремиться именно к нему, что отслеживает вышестоящая составляющая читты. Наслаждение и страдание есть не что иное, как результат поощрения и подавления этих способностей. Это происходит автоматически. Например, в присутствии ахамкары саттвический манас поощряется, в то время как  раджасичный и тамасичный манасы наказываются. Аналогично, в присутствии буддхи поощряется саттвическая ахамкара, а остальные наказываются. А в присутствии очищенного сознания саттвическое буддхи поощряется совершенством, а раджасическое и тамасическое буддхи подавляются. Поэтому, если человек несчастен, ощущает тревогу или подавленность, ему следует понять, что скорее всего он находится в неправильном состоянии, что может повлечь за собой физические недомогания, несчастные случаи и другие формы наказания. В первую очередь эти поощрения и наказания налагаются на эго (ахамкару), так как именно она, ввиду её контроля над действиями манаса, считается ответственной за моральное или аморальное поведение. Если ахамкара хорошо управляет деятельностью манаса, согласуя её с этическими и моральными стандартами буддхи, она вознаграждается миром, счастьем, знанием и божественным сознанием. Наказание же, наложенное буддхи, ощущается как сознание вины, комплекс неполноценности, депрессия, тревога, стыд и так далее.

Ум (манас) является способностью, ответственной за органы действия и восприятия. Он наказывается, когда органы восприятия и действия совершают какое-либо неправильное действие, и вознаграждается, когда эти органы заняты чем-то похвальным. Но ахамкара награждается или наказывается уже за саму мысль о чём-то правильном или неправильном. В этом состоит различие между наказанием и вознаграждением манаса и ахамкары. Буддхи наказывает ахамкару за появление плохих мыслей, хотя эти мысли могут никогда не вылиться в действие.

Для того, чтобы достичь саттвического состояния сознания, читте приходится преодолевать пять различных состояний:

1. Кшипта – беспокойное состояние, в котором присутствует энергичное движение раджаса в направлении материального процветания и наслаждения, так что ум мечется между объектами желаний. При таком внимании, безостановочно скачущем от одного объекта к другому, и такой концентрации (то на одном, то на другом) невозможно придти к саттвическому состоянию.
2. Мудха – тупое, подавленное состояние, когда в уме преобладает тамас (сила инерции). Такой человек не хочет ничего делать, он вялый, апатичный, сонный.
3. Викшипта – рассеянное состояние, в котором читта неустойчива вследствие ментальных (умственных) расстройств, органических дефектов и различных жизненных неприятностей.
Очевидно, что в этих трёх состояниях ум стремится к приятному и избегает неприятного. Каждое из этих состояний отягощено бременем материальных забот и проблем, что делает осознанное состояние  невозможным.
4. Экарга – состояние, в котором присутствует единое намерение, направленное на один объект; в этом состоянии уже доминирует саттва. Это делает внимание способным к длительному сосредоточению. Сила внимания становится очень тонкой и проницательной. Это концентрированное внимание.
5. Нируддха. В этом состоянии читта абсолютно очищена. Поток материальных изменений остановлен, а поток безупречного сознания становится непрерывным и постоянным, подобным мощному электрическому току. Здесь в читте отсутствуют все трансформации, кроме духовных.

Теперь перейдём от теории к практике. Для очищения читты в йоге применяется восьмиступенчатый путь. Первые две ступени – яма и нияма – закладывают базовые нравственные принципы, что предохраняет манас от недостойных желаний и опрометчивых поступков. Третья ступень – асана – гармонизирует химико-биологические процессы в организме, напрямую взаимосвязанном с психикой. Четвёртая ступень – пранаяма – через регулирование дыхания помогает достичь спокойствия и равновесия ума. Пятая – пратьяхара – ведёт к успокоению чувств и установлению контроля над ними. Эти пять ступеней являются внешними помощниками йоги. Последующие три – это внутренние средства, так как занимаются уже непосредственно работой с сознанием.

Помимо качественного освоения этих ступеней, йог должен постоянно находиться в осознанном состоянии, что так же способствует выведению сознания из состояний тамаса и раджаса и приведения его к гармоничному состоянию саттвы.

Здраво мыслящему читателю может показаться странным то, что йога ставит своей целью затормозить и прекратить вовсе все модификации ума. Как же тогда человек будет думать? На самом деле, чистое сознание обладает всезнанием, всепониманием и всепроникновением, поскольку приближено к Истине, что предполагает объективное и лишённое страданий восприятие окружающего мира, а так же истинное самопознание. Это же относится и к стремлению успокоить свои чувства. Такое стремление совсем не означает, что йог становится бесчувственным чурбаном, наоборот, человек, преуспевший в йоге, начинает чувствовать всё гораздо глубже, с той лишь разницей, что теперь уже он является хозяином своих чувств, а не наоборот, как это бывает в большинстве случаев.

В заключение, коротко поговорим о некоторых психологических техниках. Справедливости ради, следует отметить, что многие из них перекликаются с йогическими. Например, практически вся конфликтная психология направлена в основном на выработку у человека поведения в рамках законов ямы-ниямы.

Другой пример. В йоге для изменения и воспитания своего характера применяется метод подмены. То есть, искоренение нежелательных черт осуществляется путём воспитания в себе противоположных черт характера (например, страх заменяется смелостью). Нужно научиться «видеть» и ощущать себя уже обладающим этим качеством. Далее необходимо воспитать привычку к новой черте характера и закрепить её в мыслях и действиях. Когда привычка устоялась, она начинает действовать как побуждение. Аналогичная техника используется и в современной психологии.

Близок к йоге и метод «саногенного мышления» Ю.М.Орлова. Уже точно установлено, что длительные негативные эмоции оказывают патогенное воздействие на здоровье человека. В основе данного метода лежит создание алгоритмов возникновения патогенных эмоций (обиды, вины, зависти, ревности и других), что позволяет ликвидировать их причину, а не пытаться бороться со следствием (самой эмоцией).

Что касается работы с бессознательным, то в йоге существует методика поэтапного прохождения и очистки всех планов подсознания.

Мнения йоги и психоанализа в отношении бессознательного несколько разнятся. В йоге бессознательное и подсознательное, так же как и сознание, состоит из вечной субстанции разума. В современной же психологии неизвестны идеи вечности разума, возрождения и реинкарнации. Самая важная черта йогической теории бессознательного состоит в том, что субстанция читты сохраняет в себе все прошлые впечатления, мысли, чувства, образы, разговоры и привычки человека, подобно изображениям на киноплёнке. А поскольку информация сохранена, с ней можно работать. У родоначальника же психоанализа Зигмунда Фрейда, бессознательное – это что-то вроде подземной пещеры, где различные идеи борются за выход в сознание. И для того, чтобы разобраться в мышлении пациента, требуется множество логических выкладок, которые легко могут привести к ложным выводам.

Вообще говоря, слово «психоанализ» буквально означает анализ души («психэ»), а самоанализ – это анализ Высшего «Я», Пуруши, Брахмана. Как уже говорилось выше, целью йоги является глубинный самоанализ. Целью же психоанализа – устранение некоторых комплексов и фобий (страхов), социальная адаптация индивида, решение проблем межличностного общения. Всё это, безусловно, важно и полезно, но зачастую является лишь частичным и временным решением проблемы.

К сожалению, в рамках данной статьи не возможно охватить все существующие направления современной психологии, однако мы уверены, что пытливый ум читателя, вооружённый новым знанием, сможет провести данную работу самостоятельно.

Очевидно, что при помощи йогического самоанализа можно достичь такого состояния сознания, когда психологические проблемы просто перестают возникать. Однако эта методика подходит далеко не всем. У подавляющего большинства людей нет либо желания, либо возможностей так глубоко заниматься собой. Им просто нужно, чтобы любая возникшая проблема как можно быстрее решалась и не отвлекала от дел насущных. Для этого и существуют психологические технологии.

Поэтому хочется сказать, что каждое направление имеет свои бесспорные преимущества и только их разумный синтез может принести наилучшие результаты.