Философские основы Йоги. Веды. Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах - древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Санскритское слово "веда" означает "знать". Первоначально существовала одна Веда, "Йаджур-веда", и она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века, Кали-Юги. Он разделил Веды на четыре части: "Риг", "Сама", "Йаджур", "Атхарву".
После этого Вйасадева составил 18 Пуран и эпос "Махабхарату", историю Индии. Всё это: Пураны, "Махабхарата", состоящая из 110000 шлок (стихов), четыре Веды и 108 Упанишад - составляет ведическую литературу. В Пуранах философия Вед изложена в виде бесед и проиллюстрирована случаями из истории. В Упанишадах главным образом описывают безличный аспект Абсолютной Истины. Слово Упанишады образовано от приставок упа (возле), ни (вниз) и корня шад (сидеть). Оно означает сидение возле гуру с целью получения духовного наставления. Упанишады - это философская часть Вед, древнейших священных текстов индуизма. В Упанишадах говорится о природе человека и вселенной, о союзе индивидуальной души, или Я, со Вселенской Душой.
Основы ведического знания начинается с понимания того, что душа отлична от тела. Душа в Ведах называется дживой или дживатмой, т.е. "живым существом". Основные качества души - это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда).
Материальное тело состоит из восьми элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго (БГ.7.4). При этом первые пять элементов составляют грубое тело, а остальные три: ум, разум и ложное эго составляют тонкое тело живого существа. В момент смерти, по Ведам, душа, облаченная в тонкое тело, покидает грубое тело. Затем, через некоторое время, душа, всё еще находясь в тонком теле, вместе с семенем отца входит в лоно матери и формирует там свое будущее тело. Какое тело будет в следующей жизни зависит от состояния тонкого тела в момент смерти, главным образом ума. Души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает достаточно развитым сознанием и максимальной свободой воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир, в свое изначальное сотояние. Веданта-сутра начинается с афоризма: "атхато брахма-джиджнаса..." - "теперь, когда вы получили человеческое тело, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине". Для познания Абсолютной Истины необходимо подняться по восьмиступенчатому пути Йоги Патанжали.
Йога-Сутра Патанжали. Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде "Йога-сутра" обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством. По традиции древних мудрецов, Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.
"Йога-сутра" состоит из 194 афоризмов, которые раскрывают смысл практики, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали:
1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;
2) нияма — предписания образа жизни;
3) асана — разнообразные позы и положения тела;
4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;
5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;
6) дхарана — концентрация мысли;
7) дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания;
8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.
Эти восемь ступеней можно разделить на три группы. Первая группа включает две первых ступени: Яма и Нияма и определяет этическое, морально-нравственное развитие человека.
Вторая группа отвечает за физическое развитие и включает в себя Асану и Пранаяму.
Наконец, третья группа, развивающая психические силы человека, включает в себя четыре высшие ступени.
Последняя ступень восьмеричного пути — это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние — космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверенно выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.
Направления Йоги. Распространение йоги на протяжении Кали-Юги было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.
Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:
— хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;
— раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;
— карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
— бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
— джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.
Менее известны такие пути, как лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па). В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.
Распространнение Йоги по миру. В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям.
Отметим общество “Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махеш Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации.
В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России.
В прошлом веке стали известны такие российские авторитеты йоги, как Георгий Гурджиев и Борис Сахаров.
Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша — системы, утверждающей необходимость синтетического использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. Получивший юридическое образование в Кембриджском колледже, Ауробиндо применил к различным системам йоги аналитические методы западной философии и создал учение, которое впоследствии было названо Интегральной Йогой. Пытаясь связно обьяснить и классифицировать пережитые им во время медитативных практик духовные озарения, он изложил свое учение наукообразным языком в многотомных, многостраничных трудах, содержащих сложные метафизические построения.
За последнее время стали известны и другие интегральные системы, пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги. Однако следует иметь ввиду, что при синтезе таких систем существует опасность механического объединения элементов из различных направлений, например, карма-, хатха- и раджа-йоги.