ЙОГА (санскр.-"связь", "единение", "метод", "усилие") — 1) в широком смысле — религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана — см.); в узком смысле — одна из шести экзотерических даршан (см.) древнеиндийской философии. Истоки Й. очень древние. Уже в Ведах (см.) содержится идея о достижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление, сосредоточение). Упанишады (см.) и "Махабхарата" говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты "Голос Безмолвия" и "Свет на Пути", обнародованные в свое время Е. Блаватской, описывают ступени йогических достижений.
Основателем классической Й. считается индийский философ Патанджали (см.), автор "Йога-Сутр" (русский перевод, 1911). Философия Й. опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригинальным достоянием Й. является практический путь к освобождению посредством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей. Смысл освобождения — в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из круга рождений и смертей (сансары — см.); слияние Атмана с Брахманом представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Й. разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания "Я" и достижения самадхи (см.), последней ступени восьмеричного пути освобождения (см. Благородный Восьмистадийный Путь).
Ступени совершенствования в Й., изложенной Патанджали, следующие; "яма" — обуздание, воздержание; "нияма" — этическая культура; "асана" — дисциплина тела; "пранаяма" — регулирование дыхания; "пратьяхара" — изоляция чувств; "дхарана" — внимание; "дхьяна" — размышление; "самадхи" — сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четыре вида Й.: Джнана-Й. (Й. размышления, путь познания); Карма-Й. (Й. действия, путь активного и бескорыстного служения общему благу); Бхакти-Й. (Й. любви, безраздельной преданности Высшему Существу). Раджа-Й. (Й. царственная, путь самопознания, ведущий к достижению "великого самоуглубления" — махасамадхи). "Бхагавад-Гита" излагает эти Й. Хатха-Й. же принадлежит к философской системе Й. Она лишь регулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа.
В настоящее время онтология, гносеология и методология Й. развиты в трудах Свами Вивекананды (см.), в "Интегральной Й." Шри Ауробиндо Гхоша, Учении Агни Й. По сути, Й. как "связь" есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение Й. и религии позволяет видеть глубокое духовное единство Й. с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).
2) Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм Й.: Й. действия (карма-Й.), Й. веры и поклонения (бхакти-Й.), Й. знания (джняна-Й.), Й. упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-Й.), Й. пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-Й.), правильного использования звуков и слов (мантра-Й.), Й. медитации и созерцания (раджа-Й.). Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Высшие достижения Й. достигаются без понимания происходящего, объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. Единение с Божественным есть конечная цель Й., но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-Й.), единение с мудростью (буддхи-Й.), единение с подлинным Я (атма-Й.). Термин "Й." означает также различные методики единения, например путем контроля и силы (раджа-Й.; "раджа" — "владыка"), путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-Й.), путем науки (санкхья-Й.), посредством заклинаний и магических формул (мантра-Й.) и т. д.
Согласно Э. Вуду — в прошлом профессору физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектору Мадрасского Университета, автору всемирно известного "Словаря Йоги" (он был принят в Орден ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери), "сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека способна одержать победу над его низменной эмоциональной и физической сущностью. Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытается использовать свои психические способности для физического укрепления организма. Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы — незрелое и опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т. п. В таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров мстит за себя, вслед за перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания, депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчивается экзальтированностью и "надломом". [...] Опыт показывает, что одни и те же психические упражнения, завершающиеся для человека восточного (например, индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут оказаться буквально губительны. Причиной тому различие врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их историческим развитием; организм европейца во многих случаях попросту отказывается переносить такие упражнения, например приемы "таттвы" или глубокие дыхательные упражнения. [...] Индийцы тысячи лет жили в определенном климате и определенных условиях, во многих отношениях прямо противоположных нашим. Они выработали определенный тип мышления, по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздействующий на определенные типы индивидов. Поэтому для нас бесполезно пытаться идти их путем, хотя и ведущим их к вершинам оккультных знаний, но для народов Запада столь же мало приемлемым, как овсяная диета — для льва". По мысли Вуда, практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться: 1) со своим телом, 2) со своими эмоциями и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я. См. также Йога Суфиев.
Основателем классической Й. считается индийский философ Патанджали (см.), автор "Йога-Сутр" (русский перевод, 1911). Философия Й. опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригинальным достоянием Й. является практический путь к освобождению посредством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей. Смысл освобождения — в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из круга рождений и смертей (сансары — см.); слияние Атмана с Брахманом представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Й. разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания "Я" и достижения самадхи (см.), последней ступени восьмеричного пути освобождения (см. Благородный Восьмистадийный Путь).
Ступени совершенствования в Й., изложенной Патанджали, следующие; "яма" — обуздание, воздержание; "нияма" — этическая культура; "асана" — дисциплина тела; "пранаяма" — регулирование дыхания; "пратьяхара" — изоляция чувств; "дхарана" — внимание; "дхьяна" — размышление; "самадхи" — сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четыре вида Й.: Джнана-Й. (Й. размышления, путь познания); Карма-Й. (Й. действия, путь активного и бескорыстного служения общему благу); Бхакти-Й. (Й. любви, безраздельной преданности Высшему Существу). Раджа-Й. (Й. царственная, путь самопознания, ведущий к достижению "великого самоуглубления" — махасамадхи). "Бхагавад-Гита" излагает эти Й. Хатха-Й. же принадлежит к философской системе Й. Она лишь регулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа.
В настоящее время онтология, гносеология и методология Й. развиты в трудах Свами Вивекананды (см.), в "Интегральной Й." Шри Ауробиндо Гхоша, Учении Агни Й. По сути, Й. как "связь" есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение Й. и религии позволяет видеть глубокое духовное единство Й. с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).
2) Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм Й.: Й. действия (карма-Й.), Й. веры и поклонения (бхакти-Й.), Й. знания (джняна-Й.), Й. упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-Й.), Й. пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-Й.), правильного использования звуков и слов (мантра-Й.), Й. медитации и созерцания (раджа-Й.). Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Высшие достижения Й. достигаются без понимания происходящего, объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. Единение с Божественным есть конечная цель Й., но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-Й.), единение с мудростью (буддхи-Й.), единение с подлинным Я (атма-Й.). Термин "Й." означает также различные методики единения, например путем контроля и силы (раджа-Й.; "раджа" — "владыка"), путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-Й.), путем науки (санкхья-Й.), посредством заклинаний и магических формул (мантра-Й.) и т. д.
Согласно Э. Вуду — в прошлом профессору физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектору Мадрасского Университета, автору всемирно известного "Словаря Йоги" (он был принят в Орден ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери), "сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека способна одержать победу над его низменной эмоциональной и физической сущностью. Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытается использовать свои психические способности для физического укрепления организма. Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы — незрелое и опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т. п. В таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров мстит за себя, вслед за перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания, депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчивается экзальтированностью и "надломом". [...] Опыт показывает, что одни и те же психические упражнения, завершающиеся для человека восточного (например, индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут оказаться буквально губительны. Причиной тому различие врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их историческим развитием; организм европейца во многих случаях попросту отказывается переносить такие упражнения, например приемы "таттвы" или глубокие дыхательные упражнения. [...] Индийцы тысячи лет жили в определенном климате и определенных условиях, во многих отношениях прямо противоположных нашим. Они выработали определенный тип мышления, по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздействующий на определенные типы индивидов. Поэтому для нас бесполезно пытаться идти их путем, хотя и ведущим их к вершинам оккультных знаний, но для народов Запада столь же мало приемлемым, как овсяная диета — для льва". По мысли Вуда, практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться: 1) со своим телом, 2) со своими эмоциями и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я. См. также Йога Суфиев.
С. Н. Скребец