Алфавитный указатель:

 

МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ


Никто точно не знает, как именно действуют медитационные методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения, видимо, является принципиальной характеристикой медитативного процесса.

Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария). Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для концентрации может монополизировать активность левого полушария, вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность (например сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах). Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние перегруженности и фрустрации левого полушария. Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят интенсивной физической деятельностью, как это практикуется суфистами ("танцующими дервишами"), последователями тантризма или, возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.

Когда объект для концентрации используется эффективно, характер процесса обработки информации мозгом изменяется. "Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию". Это познание является целью всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами.

Это состояние "исключительного познания" называли по-разному. На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или "космическим сознанием".

Все больше современных исследований содержат попытки изучения нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными. Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло- гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы обнаружим, что это состояние является результатом понижения активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.

Важно подчеркнуть, что медитация и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же!

Пациент должен понять, что медитация представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения желаемой цели - состояния сверхсознания.



ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОСТОЯНИЯ СВЕРХСОЗНАНИЯ


Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания "исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны понимать ,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время, посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания. Основанием для этого утверждения является существование нескольких "терапевтических критериев", присущих процессу медитации и указывающих на приближение к состоянию сверхсознания. Хотя Шапиро рассматривает пять этапов медитации, а именно: 1) затрудненное дыхание, 2) спутанное мышление, 3) релаксация, 4) отстраненное наблюдение и 5) высшее состояние сознания - мы хотели бы расширить представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.

Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важная попытка достижения, состояния сверхсознания, чем действительное его достижение. Для клинициста, живущего в двадцатом столетии, должно быть ясно, что пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего здоровья. Такая позиция является, по своему определению, противоположностью того поведенческого стиля, который приводит пациента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания позволяет снять у больного большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма, описанным в литературе. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его; 2) снижается эффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.

Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение. В индийских священных книгах это описывается как состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Это состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и "автодорожный гипноз". Это состояние часто испытывают водители на монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент - уже на развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных перекрестках. Многие называют такое состояние "сном наяву". Важно отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить, что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих пациентов).

Последней ступенью медитативного опыта, является "состояние сверхсознания". Это состояние, по-видимому, включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания. Давидсон характеризует его природу следующим образом:

   1. Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность).
   2. Ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).
   3. Непередаваемость ощущений.
   4. Изменение пространственно-временных соотношений.
   5. Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.
   6. Парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Поскольку клиницист будет засыпан вопросами относительно природы медитативных переживаний пациента, мы в целях лучшего понимания разместим все типичные переживания вдоль оси континуума.

Этот континуум медитативных переживаний не носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний могут варьироваться по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.

Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов, так как такой подход вводит в действие парадигму успеха - неуспеха. Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью в период от двух до трех недель. Пациент может вести дневник, если только он носит описательный, а не оценочный характер.


ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ПОКАЗАНИЙ


Адекватно контролируемых научных исследований эффективности медитации в настоящее время существует немного (см. обсуждение этого вопроса в обзоре). Тем не менее имеющиеся работы с относительно хорошо подобранным контролем свидетельствуют о потенциально широком спектре показаний к медитации для терапии стрессогенных состояний. Конкретно, медитативные техники с использованием мантр оказались эффективными:

   1. При лечении генерализованного автономного возбуждения и чрезмерного эрготропного тонуса.
   2. При лечении тревожных состояний и невроза тревоги.
   3. При лечении фобий.
   4. Для усиления "самоактуализации" и "позитивного психического здоровья".
   5. Как вспомогательное средство при лечении наркомании и алкоголизма.
   6. Как вспомогательное средство при лечении эссенциальной гипертонии.

Для того, чтобы объективно определить терапевтическую эффективность медитации, нельзя допустить, чтобы низкое качество многих из ранних исследований и клинических сообщений, а также несколько коммерческий оттенок, который приобрела медитация, отрица- тельно повлияли на оценку этого метода. Хотя и очевидно, что клини- ческое применение медитации нуждается в дальнейшей валидизации, мы считаем, что перечисленные выше попытки использования медитации, а также носящее предварительный характер обоснование ее терапевтического действия свидетельствует в пользу применения этого метода в клинике. 

 

Психофизиологические аспекты медитации


В настоящее время резко возрос научный интерес к исследованию восточных оздоровительных систем, включая и разностороннее иссле­дование явлений, связанных с медитацией. Последнее в наибольшей

степени стимулируется такими малообъяснимыми пока явлениями, как ясновидение, левитация, телекинез и др., долгое время рассматри­вавшимися как "аномальные явления психики". В определенной сте­пени это обусловлено и неудачами традиционных подходов западной медицины к целому спектру заболеваний.

Однако следует признать, что феномены, связанные со способно­стью хатха-йогов, изучены в значительно большем объеме [см. 30; 168 ], чем свойства Раджа-йоги. Так, например, было установлено, что систематическая практика физических упражнений йоги повышает защитные функции крови, и человек становится менее уязвимым для простудных и других заболеваний. Повышается выносливость, физи­ческая сила, гибкость и ловкость; предотвращается преждевременное старение, и тело остается молодым в среднем и даже пожилом (по нашим представлениям) возрасте [30; 156 ]. Шестидесятилетние хат-ха-йоги зачастую выглядят на 20—35 лет, и это—далеко не предел их возможностей, поскольку продолжительность жизни йогов может дос­тигать 190 и даже, по неофициальным данным, нескольких сотен лет [напр., 111].

Большинство феноменов Хатха-йоги, связанных со способностью изолироваться от окружающей среды и долгое время находиться зако­панным в яме или погруженным в воду, обусловлены умением резко замедлять сердечную деятельность, впадая в состояние, которое наша наука считает близким к анабиозу [2; 73 ].

Даже поверхностный анализ йоги и других восточных систем по­зволяет сделать вывод о четкой обоснованности и взаимной согласован­ности всех этапов практики (факт — малообъяснимый с позиций со­временной западной медицины!).

Предшествующие медитации дыхательные упражнения (праная-мы) основаны на двух важных принципах [41]:

1. ритмы дыхания и сердцебиения человека представляют собой "биологические часы", определяющие скорость всех жизненных про­цессов и общую продолжительность жизни; эти ритмы модулируют работу многих органов и систем;

2. дыхание с частотой более 100 в минуту (специальное упражне­ние "Бхастрика", т. е. "кузнечные меха") ведет к сердечно-сосудистой синхронизации, которая усиливается при суженном отверстии вдоха или при повышенной сопротивляемости выдоху; при редком дыхании (4—6 в мин., как в Кевали, или полной задержке — Кумбхаке) наблю­дается резонансное усиление "волн" частоты сердцебиения и "волн" артериального давления; при редком дыхании экономятся также энер­гозатраты на поддержание жизнедеятельности организма, резко тормозится биологический возраст, причем без кислородного голодания тканей, поскольку такая сердечно-сосудистая синхронизация сопро­вождается усилением эффективности использования кислорода.

Расслабление как этап подготовки к медитации всегда сопровож­дается снижением артериального давления [см. 2; 30; 73 ], что очень важно для гипертоников (!).

Таким образом, можно сделать вывод, что предшествующие самой медитации фазы — установление контроля за дыханием и расслабление — призваны синхронизировать сердечную деятельность с дыхательными движениями, уменьшить частоту пульса и постепенно свести к минимуму деятельность физического тела. Тем самым все энергетические расходы на поддержание физической деятельности, на "павловские рефлексы" сводятся к минимуму (но отвечающему принципу достаточности!), и весь энергетический потенциал организма может быть "переключен" на пси­хические и умственные процессы. Но подготовка к медитации на этом не заканчивается: на следующем этапе энергетический потенциал попол­няется за счет Пратьяхары — отключения чувств от второстепенных объектов. В конечном итоге создается огромный избыток энергии, ко­торый переключается при концентрации (Дхаране) на объект медита­ции.

Таково чисто физиологическое объяснение в общих чертах процес­са вхождения человека в состояние медитации. Однако есть основания предполагать, что "избыток" энергетических ресурсов на этом не ог­раничивается, и в организм поступает тонкоматериальная энергия из Космоса. Этот поток обусловлен, очевидно, исключительно молитвен­ной практикой, и он прямо пропорционален искренности и силе молит­вы верующего (в общем случае — силе устремленности духа человека ко всему высшему, бесконечному, Божественному).

Кроме того, было обнаружено [169], что дыхание одной ноздрей влияет на познавательнее процессы: у мужчин серия предложенных пространственных заданий выполнялись лучше при правостороннем дыхании и несколько хуже — при левостороннем, у женщин — наобо­рот. Для вербальных (устных, словесных) заданий картина была об­ратной: правостороннее дыхание несколько ухудшало их выполнение по сравнению с обычным дыханием через обе ноздри. По результатам этих экспериментов были предположены два возможных механизма эффекта одностороннего дыхания: 1) происходит активизация соответст­вующих полушарии мозга; 2) необходимость человека контролировать на подсознательном уровне дыхание связана с интенсивностью познаватель­ных процессов.

Есть также основания предполагать, что некоторые исходные уп­ражнения в медитации (например, над некоторыми цветными изобра­жениями — янтрами) служат той же цели — подготовлению человека к более высоким восприятиям и созданию кратковременного избытка энергии, который затем полностью используется в стадии Самадхи (экстаза, озарения). Так, еще в сериях опытов В. М. Бехтерева [13] был установлен ряд интересных для нас фактов. Например, было вы­яснено, что музыкальный тон квинта-большая (ля-ми) ведет к суще­ственному увеличению выносливости атлетов, поднимающих груз; на­оборот, звучание малой квинты (ля-ми бемоль) снижало мускульную активность. Далее, красный, оранжевый и желтый цвета возбуждали, холодные и особенно темные тона, наоборот, успокаивали и подавляли психику и мышечный тонус. На мускульную силу влияли также рас­становка пауз отдыха, последовательность музыкальных тонов, чере­дование цветовых и световых воздействий. Из этого можно сделать косвенный вывод о том, что древние буддийские, индуистские и другие молитвенно-религиозные ритуалы были глубоко обоснованы и эмпи­рическим путем отшлифованы за долгую историю так, чтобы вызвать максимальный эффект стимуляции чувств и медитативных прозрений всех верующих, которые участвовали в таких церемониях.

Из приводимых данных становится понятным, почему в меди­тативных йогах созерцанию всегда предшествует подготовительный этап, когда занимающийся "устанавливает" дыхание, расслабляется, снова проверяет ритм дыхания, пока не достигнет нужного уровня расслабления и не станет способен к глубокому сосредоточению.

Однако в самой интерпретации процессов, которые происходят с человеком в состоянии глубокой медитации, остается пока больше неясного, чем известного, с позиций современной науки. Поэтому для постановки научно-исследовательских задач на первом этапе необхо­димы системный анализ и формализация основных постулатов.

Исходной посылкой здесь является то обстоятельство, что чело­век — не замкнутая, а открытая биологическая система, способная входить в резонансные колебания с космическими ритмами [63; 93 ]. А. В. Мартынов, исходя из позиций системного анализа, пишет [93: с. 72 ]: "Человек является колоссальным детектором, считывающим, как элементарный жидкий кристалл, всю голограмму пространствен­но-временных вибраций, содержащихся в информационном поле, в зависимости от уровня своего интеллекта и своей духовности и в соответ­ствии со своей личной способностью настраиваться... Телепатия подразу­мевает острую настройку на другого—или сознательную в случае опыта, или бессознательную в случаях мать — ребенок, пара влюбленных и т. п. В случае лозоискательства требуется настройка на предмет по­иска: лоза при этом служит просто индикатором считывания требуемой информации, использующим неосознанную идеомоторную реакцию руки." Вероятно, целая группа явлений, которая связана с ясновиде­нием и другими эффектами сверхчувственного, базируется на общем фундаменте.

Исходя из этих представлений, медитация позволяет человеку настроиться по отношению к информационному полю через интуитив­ный канал, который есть у каждого человека. Систематические трени­ровки резко расширяют возможности получения информации через такой канал. В этом, по-видимому, и заключен смысл одного из указа­ний йоги [см. 106; 131 ], что у "обычных" людей вход в центральную нади — Сушумну — закрыт, и лишь тренировки могут заставить этот канал функционировать.

Рассматривая "настройку" человека на астральные "копии" [см. 112], которые имеет каждый объект, будь то в прошлом, настоящем или будущем, можно выделить не один [93 ], а несколько уровней синхронизации вибра­ций субъекта и объекта. Относительно источника этой синхронизации вне человека, т. е. Космоса, можно выделить влияния Солнца, Луны и других основных планет (что, собственно, и подразумевается в любой астрологи­ческой школе); они обусловливают макро- и микровитки спирали всего развития человека или особенности его настройки в период "сеанса". Применительно к самому человеку, такая настройка может осуществ­ляться на нескольких уровнях, которые, очевидно, связаны с тем те­лом — астральным, ментальным, каузальным и буддическим, — на котором медитирующий может "работать". Так, ментальное тело у многих людей недостаточно развито, но оно может усиливаться в ходе систематических занятий; то же относится и к другим планам челове­ка, что в итоге дает разное, но все увеличивающееся по мере трениро­вок "качество" видений экстрасенса.

Другой механизм имеет место при йогическом самопогружении "в себя". Этот вид медитации, который приводит, согласно схеме Патан-джали [см. 10 ], к Кайвалье, вызывает перевод человеческого организ­ма из состояния открытой системы в закрытую. Поэтому не случаен перевод термина "Кайвалья" — "изоляция, отрешенность". В этом состоянии йог не реагирует (как показывают датчики специальных приборов) на внезапные вспышки яркого света, резкие звуки или за­пахи. Это умение погружаться в состояние Кайвальи было выработано еще во времена ведийской йоги.

В "Шветашватара-упанишаде" (3: 18) [22: с. 278] описываются так называемые "девять врат" человека: "Верховная божественная личность, обитающая в теле живого существа, управляет всеми живы­ми существами во всей Вселенной. Тело имеет девять врат: два глаза, две ноздри, два уха, рот, анус и гениталии. Живое существо в обуслов­ленном состоянии отождествляет себя со своим телом, но когда оно отождествляет себя с Господом, присутствующим в нем самом, оно становится таким же свободным, как и сам Господь, даже оставаясь в теле.". Практика ведийской йоги предписывала закрыть все эти "вра­та", отключиться от них, чтобы душа могла беспрепятственно слиться с Божеством. Одним из таких элементов древней йоги является знаме­нитая Кхечари-мудра, когда йог закрывает ротовое отверстие и дыха­тельные пути специально подрезанным для того в основании языком [см. 15; 128].

И в том и в другом типе практики медитация, исходя из общих позиций, основана на самопрограммировании человека. Эти исходные установки определяют все последующие особенности поведения йоги-на, а систематически повторяясь, подобные навыки укрепляются и дают переходы от количественных изменений в качественные, т. е.. в итоге — выход на новые уровни мастерства.

То же можно сказать, в более расширенном понимании, примени­тельно к группе медитативных упражнений, в которых занимающийся создает в своем воображении определенные образы. Создание челове­ком в процессе мышления внутренних образов может иметь важную программирующую функцию по отношению к его поведению или осо­бенностям психофизиологических процессов [38; 80]. Еще В. М. Бех­терев уподоблял эмоции человека внутренним энергетическим стиму­ляторам [13]. Это программирующее значение внутренних образов требует, чтобы человек периодически активно и целенаправленно со­средоточивал свое внимание на соответствующем образе, стараясь вос­принимать его как объективную реальность.

Процесс самопрограммирования психики позволяет решать мно­жество задач: приобретать необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ускорить процесс изменения представле­ний о себе, так чтобы они несколько опережали реальные изменения [38 ]. Примером здесь может быть воспитание навыков экстрасенса: для приоб­ретения способностей ясновидения, целительства и т. д. необходимо по 5—10 раз в день внушать себе, что такие способности есть [см. 63 ].

Другая гипотеза здесь связана с Самадхи. Так, В. И. Корнев [78: с. 17 ] пишет: "Мозг защищает себя от информативных перегрузок, вызывающих стрессы. Поэтому чем выше социализация индивидуума, его устремлен­ность к общепринятым ценностям, тем менее он восприимчив к космиче­скому сознанию, и наоборот. В свою очередь, характер озарения непосред­ственно связан с объемом хранящейся в мозгу информации: при небольшом количестве информации озарение носит интуитивный, неосознанный ха­рактер, при значительном (целевом) — осознанный, творческий характер. Можно допустить, что космический поток воздействует и на генную клави­атуру.". Таким образом, озарение связано со структурной перестройкой хранящейся в человеке информации.

Далее, анализируя практику пробуждения Кундалини в другой серии упражнений йоги, можно предположить, что помимо энергети­ческих преобразований в организме, ставятся под контроль и распро­страняющиеся вдоль спинного мозга потенциалы действия, происходя­щие обычно произвольным образом. В итоге нормальные реакции по адаптации человека к экстремальным воздействиям внешней среды не только получают дополнительный уровень регуляции, который исклю­чает возникновение любых психических расстройств (в чем обычно, наоборот, обвиняют йогу), но, кроме того, занимающийся приобретает способность входить в процессе такого адаптивного процесса в резонан­сные колебания с другими внутренними и внешними факторами, что усиливает адаптивные реакции. Вероятно, что здесь также имеет место регуляция знаков полярности электростатической составляющей био­поля человека, как, например, в одном из специальных упражнений (см. раздел 6.21).

Все эти гипотезы требуют, однако, дальнейшего серьезного изуче­ния с помощью новейшего медико-биологического оборудования. Йога предоставляет здесь огромное поле для дальнейшей деятельности уче­ных.

 

Медитация укрепляет иммунитет

Буддистская медитация укрепляет иммунитет против целого ряда заболеваний, среди которых грипп, гипертония, астма, спастический колит, псориаз и даже рак. Таков результат десятилетних исследований, проводившихся крупнейшими американскими нейрохирургами, которые вчера собрались на научный симпозиум в Массачусетском технологическом институте (МТИ) - храме самой передовой в мире науки, расположенном в Кембридже в пригороде Бостона.

В симпозиуме принимали участие тибетские монахи, в том числе и сам Далай-лама XIV, а также ученые с мировым именем, такие, как Эрик Лендер, возглавляющий проект по исследованию человеческого генома, Джонатан Коэн, исследователь из Принстонского университета, известный своими работами, посвященными изучению нейрологических механизмов принятия решений, и Дениэл Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике.

Уже несколько лет западные ученые, вооруженные электрогенераторами, портативными компьютерами и устройствами для получения электроэнцефалограмм, отправляются в паломничество в Гималаи для изучения влияния буддистского мышления не только на психологическое, но и на физическое здоровье приверженцев этой религии.

Эти исследований уже доказали существование связи между тремя системами: нервной, иммунной и эндокринной.

"Мы знаем, что стресс отрицательно сказывается на иммунитете, - пишет New York Times, - хотя механизм этого влияния до сих пор не ясен".

Первым, кто использовал в лечебной практике технику релаксации буддистов, в традиционной медицине был Херберт Бенсон, преподаватель Гарварда, который еще в 70-е годы начал лечить своих пациентов, страдающих нарушениями работы нервной системы, при помощи медитации. Однако в то время как он стремился получить лишь "краткосрочный эффект", современные исследования изучают "долгосрочный" физический и нейрологический эффект, который оказывает медитация, если ею заниматься регулярно на протяжении длительного времени.

Ричард Дэвидсон, глава отделения психологии в Университете штата Висконсин, которого считают пионером в этой области, является автором исследования, опубликованного весной в британском журнале New Scientist, согласно результатам которого буддисты более счастливы, чем обычные смертные, как раз благодаря положительному влиянию медитации на мозг.

"Медитация, - объясняет Дэвидсон, - уменьшает активность определенной части головного мозга, а именно правой префронтальной коры, которая связана с отрицательными эмоциями - беспокойство, гнев, страх - и состоянием депрессии".

Дэвидсону удалось доказать, что у людей, регулярно занимающихся медитацией, образуется также большее количество антител, противостоящих инфекциям, например гриппу и простуде, поскольку левая префронтальная кора, которая связана с положительными эмоциями, у них более активна.

"Из 175 человек, которых мы на три часа помещали в ЯМР-аппарат в специальном головном уборе, где закреплены 256 электродов, для измерения реакции на различные внешние раздражители, - продолжает Дэвидсон, - левое полушарие оказалось наиболее активным у тибетского монаха".

Вот уже более 2500 лет буддизм учит своих последователей направлять позитивную энергию внутрь себя, нейтрализуя источники отрицательных эмоций, и развивать положительные эмоции с целью достижения не только личного, но и коллективного благополучия.

Однако, чтобы воспользоваться положительным эффектом, который дает медитация, вовсе не обязательно принимать буддизм и ехать в Тибет. С момента своего возникновения в 1979 году в "Клинике по уменьшению стресса" (Stress Reduction Clinic) при медицинском факультете Массачусетском института используются методики буддистской медитации для лечения пациентов, страдающих различными нарушениями, начиная от головной боли и синдрома хронической усталости и кончая язвами и фиброзитом.

"Мы зафиксировали качественные изменения в работе мозга уже спустя два месяца после начала занятий медитацией, - говорит профессор Йон Кабат-Зинн, директор клиники и преподаватель медицины в МИТ. - Таким образом, практически все люди могут воспользоваться положительным эффектом от медитации".