Алфавитный указатель:

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

ШИВА МАХАПУРАНА

( избранные места о празднике Шиваратри)
Ш.П., Видьешвара Самхита, гл.9, ст.10 - 14:
(слова Бога Шивы)
10. ...Отныне этот день будет известен как Шиваратри, святейший среди
святых дней, приятных (дорогих) Мне.
11. Тот, кто совершает служение Моему Лингаму или мурти (антропоморфному
Образу) в этот день, станет способным творить, поддерживать и т.д.
Вселенную.
12. Преданный должен соблюдать пост в Шиваратри - и днем, и ночью. Он
полностью должен сдерживать свои органы чувств. Он должен украсить себя в
соответствии со своими возможностями и не должен никому причинять вреда.
13. Служением в Шиваратри преданный достигает того (результата), что
достигается обычно посредством продолжительного (постоянного) служения Мне
в течении года.
14. Это то время, когда добродетель (благо) преданности Мне возрастает
подобно морскому приливу при восходе Луны. Празднества - такие как
установление Моих Образов и т.п. - в этот день весьма благоприятны.

..........................................................................................................

прим. англ. переводчиков на стр.261(vol.1):
… Популярный пост и праздник в честь Шивы, празднуемый на 14-й день темной
половины месяца Магха, когда в течении дня и ночи отмечаются всевозможные
обряды и т.п. В тантрической литературе он известен как Каларатри - одна
из трех священных ночей (две другие - Махаратри и Мохаратри).
--------------------------------------------------------------------------------

Ш.П. Котирудра Самхита, глава 30,
ВЕЛИЧИЕ ШИВАРАТРИ
Риши сказали:
1. "О, любезный, ты благословен и знаешь много. Твоя жизнь стала
плодоносной (обрела особый смысл), поскольку ты поведал нам благоприятное
предание Господа Шивы.
2. Хотя, о Сута, об этом мы слышали от многих мудрецов (риши), сомнения
наши не устранены. Поэтому мы спрашиваем тебя:
3. Каким священным обрядом удовлетворяется Шива? За выполнение какого
священного обряда дарует Он благочестивому счастье? Ты - знаток преданий
Шивы и поэтому мы спрашиваем тебя.
4. О ученик Вьясы, почтение тебе! Пожалуйста, разъясни отчетливо обряд,
посредством выполнения которого преданный может достичь и бхукти (мирских
наслаждений) и мукти (Освобождения)".
Сута сказал:
5. О великие риши, хороший вы задали вопрос. Благость переполняет ваши
сердца. Вспомнив лотосоподобные стопы Шивы, я поведаю вам то, что ранее
слышал (от своего учителя).
6. Подобный вопрос задали некогда Шиве Брахма, Вишну и Шива (Шакти Дэви) -
о том же, о чем вы спрашиваете меня.
7. По случаю они спросили Шиву, Великого Атмана: "Какой обряд
удовлетворяет Тебя настолько, что дарует (поклоняющемуся) бхукти и мукти?"
8. ???
Шива сказал:
9. "Существует множество обрядов, что обеспечивают и мирские радости, и
конечно Спасение. Наиболее важных среди них - десять.
10. Те, что составили текст "Джабадашрути", упоминают десять священных
обрядов Шивы. Эти обряды всегда должны совершаться брахманами - энергично
(с энтузиазмом) и с великой преданностью.
11. В дни Аштами (8-е дни лунных месяцев) пищу следует принимать только
ночью. О Вишну, в день же Калаштами вообще следует воздержаться от приема
пищи.
12. О Вишну, в одиннадцатый день светлой половины месяца прием пищи днем
недопустим. О Вишну, в одиннадцатый день темной половины (месяца) пищу
следует принимать ночью, после служения Мне.
13. В 13-й день светлой половины (месяца) пищу следует принимать ночью, а
в 13-й день темной половины месяца она вообще запрещена тем, кто следует
культу Шивы.
14. О Вишну, по понедельникам - в любую половину лунного месяца, пища
должна приниматься только ночью теми, кто следует культу Шивы.
15. В (дни) этих обрядов (врата) превосходные (почтенные) преданные
брахманы должны одариваться (дакшиной) в соответствии с собственными
возможностями (поклоняющегося) и ради завершения полностью священных
обрядов.
16. Брахманы должны регулярно совершать священные обряды. Оставляя
(предавая забвению) эти враты, брахманы становятся злодеями
(разбойниками).
17-18. Обряды регулярно должны совершаться теми, кто следует Пути
Спасения. Четыре враты, что несут Освобождение, таковы: служение Шиве,
повторение Рудра Мантры посредством (путем, методом) джапы, соблюдение
поста в храме Шивы и смерть в Варанаси. Тогда (то) Спасение - навечно.
19. Аштами, выпадающий на понедельник и Чатурдаши темной половины месяца
уверенно удовлетворяют Шиву.
20. О Вишну, среди четырех наиболее могущественным является Шиваратри
врата. Поэтому он должен соблюдаться теми, кто жаждет плодов мирского
наслаждения и Освобождения.
21. Нет другого обряда более благоприятного для людей. Этот обряд - самый
превосходный в смысле (в значении) блага (добродетели) для всех.
22. Для свободных от желаний, для имеющих какие-либо желания, для всех
людей любых ашрам (стадий жизни) и варн (каст) - даже для женщин и детей -
эта врата особенно благоприятна.
23. Для рабов - как мужчин, так и женщин -, для богов и (, вообще, ) для
всех воплощенных душ этот превосходный обряд весьма благоприятен.
24. Шиваратри темной половины месяца Магха особенно прославляется. Обряд
Шиваратри совершается, когда Чатурдаши длится (доходит, простирается) до
полуночи. Соблюдение враты в этот Титхи устраняет даже грех убийства крора
(10 млн.?) людей.
25. О Вишну, слушай внимательно о том, что следует делать в тот день с
утра и далее (в течении дня). Я разъясню все это тебе с удовольствием.
26. Встав утром, разумный человек с великой радостью должен совершить
положенное ежедневное омовение с тщательностью.
27. Затем он должен отправиться в храм Шивы на поклонение. Почтив Шиву, он
должен следовать ритуальным установлениям в соответствии с предписываемым
порядком (последовательностью) (т.е. дать обет, выразить намерение:).
28. ДЕВА ДЕВА МАХАДЕВА НИЛАКАНТХА НАМО СТУ ТЕ |
КАРТУМ-ИЧЧХАМЬЯХАМ ДЕВА ШИВАРАТРИ-ВРАТАМ ТАВА | |
О Бог богов! О Великий Боже! Синешеий, поклонение Тебе !
О Боже! Я желаю совершить Шиваратри-врату, священный для Тебя.
29. ТАВА ПРАБХАВАД-ДЕВЕША НИРВИГХНЕНА БХАВЕД-ИТИ |
КАМАДЬЯХ ШАТРАВО МАМ ВАЙ ПИДАМ КУРВАНТУ НАЙВА ХИ | |
Да будет хвала силе Твоей! Дай мне возможность совершить его (т.е.
Шиваратри-врату) успешно и спокойно. Никакие препятствия (помехи) и враги
де не побеспокоят меня!"
30-32. Выразив (подобным образом) такое намерение (соблюсти врату),
преданный должен собрать (приготовить) предметы для служения. Лингам ему
следует принести из хорошего места, самому (для этой цели) отправившись
туда ночью. Лингам должен быть таким, каким описывается в Агамах. Предметы
служения следует разместить на хорошем месте возле (Образа) Шивы - либо к
югу, либо к западу. Затем преданный снова должен совершить омовение, как
подобает.
33. Нижняя и верхняя одежды должны быть чистыми. Преданный должен трижды
совершить Ачаману и начать поклонение.
34. Служение следует совершать в соответствии с (имеющимися) предметами и
мантрами. Служение Шиве всегда должно совершаться одновременно с
(произнесением) мантр.
35. Разумный преданный должен повторять мантры, совершив служение первого
3-часового периода с музыкой, пением, танцами и преданным служением.
36. Если он знает священные тексты, то пусть сделает (согласно их
предписаниям) земные образы великолепного вида (типа). Совершив ежедневные
предписанные деяния, пусть служит земному образу.
37. Сделав земной образ, он должен затем установить его. Преданному
следует ублажить восседающего на быке Господа (исполнением) нескольких
гимнов.
38. Слава (прославление) (этой) враты должно провозгласиться разумным
преданным. Его должен слышать (каждый) преданный, желающий совершить
(исполнить) врату.
39-40. Таким образом, четыре разных образа должны быть изготовлены за
четыре 3-часовых периода. Они должны быть соответствующе "приглашены" и
"отпущены". Все сопутствующие обряды также должны быть совершены. Он
(преданный) должен держать себя бодрым (сознательным) с радостью и
ликованием. Наутро он должен снова совершить омовение. Установив Образ,
пусть проведет Пуджу.
41. По завершении обрядов и поклонившись Шиве вновь, он должен молить Его
с (молитвенно) сложенными ладонями, с преданностью, преклонив колени:
42-43. " НИЙАМО ЙО МАХАДЕВА КРИТАШЧАЙВА ТВАДАДЖНЯНА |
ВИСРИДЖЬЯТЕ МАЙЯ СВАМИНВРАТАМ ДЖАТАМАНУТТАМАМ | |
ВРАТЕНАНЕНА ДЕВЕША ЯТХАШАКТИКРИТЕНА ЧА |
САНТУШТО БХАВА ШАРВАДЬЯ КРИПАМ КУРУ МАМОПАРИ | |
 
О Великий Боже! Врату, которую я начал во славу Твою, я исполнил и
завершил. Она стала замечательной. О Господь! Теперь Твой Образ ритуально
"отпускается". О Бог богов! будь удовлетворен вратой, что я совершил с
усердием. Пожалуйста, будь милостлив ко мне!"
 
44. Преданный должен поднести пригоршню цветов Шиве и поднести дары.
Выразив почтение Шиве, он завершает формально все обряды.
45. Одарив преданных-брахманов и, в особенности, святых подвижников,
насколько возможно, и, насытив (угостив) их, принимает пищу сам.
46. О Вишну, я расскажу тебе какое служение совершается преданным
специально (конкретно) в каждые три часа ночи Шиваратри.
47. О Вишну, во время первого 3-часового периода преданный должен с
великой преданностью почитать земной Лингам, тщательно (должным образом)
установленный, (всеми) способами преданного служения.
48. Шива всегда должен почитаться пятью предметами (служения) у основания.
Различные предметы служения по отдельности должны быть предложены с
соответствующими мантрами.
49. После предложения предметов непрерывно-капающий сосуд с водой должен
быть установлен (над Лингамом). Разумный преданный должен освятить
предметы служения водой, постоянно капающей (из того сосуда).
50. Он должен служить Шиве - как Ниргуне, так и Сагуне - постоянно
(непрерывно) возливая воду и повторяя 108 мантр.
51. Он должен почитать Восседающего-на-быке Бога повторением мантр,
выученных от учителя (гуру), или же пусть служит Садашиве посредством
(повторения) Нама-мантр (святых имен).
52. Служение Шиве, Высшему Атману, следует совершать с чанданом
(сандаловой пастой), цельными зернами риса и черными зернами кунжута (?).
53. Вновь Шива должен быть почтен лотосами и цветами Каравира. Преданный
должен предлагать цветы с восемью нама-мантрами Шиве.
54. Вот они (имена): Бхава, Шарва, Рудра, Пашупати, Угра, Махат, Бхима и
Ишана.
55. Произнесение этих имен предваряется (мантрой) ОМ, а сами имена
используются в дательном падеже (со словом "намах" в конце). Благовония
(дхупа) и лампады должны использоваться. Поднесение найведьи совершается
после.
56. В первый 3-часовой период разумный преданный должен поднести варенный
рис в качестве найведьи. Половина кокосового ореха и тамбула (бетель)
должны быть предложены впоследствии (затем, потом).
57. Поклонение и медитация должны следовать (за этим), а мантра, выученная
от Гуру, должна использоваться для джапы. Или же преданный должен
удовлетворить Шиву повторением (многократным) пятислоговой мантры ("НАМАХ
ШИВАЙЯ ").
58. Преданный должен продемонстрировать (сделать, показать) мудру коровы и
предложить тарпану чистой водой. Затем он должен одарить пять брахманов -
или - более в соответствии со своими возможностями.
59. Затем до конца первого 3-часового периода празднование должно
продолжаться. После посвящения плода служения самому Божеству, ритуальное
"отпускание" (Божественного Присутствия) должно быть совершенно.
60. Затем во втором 3-часовом периоде обряды "самкальпа" совершаются столь
же тщательно, что и прежде. Или же обряды "самкальпа" могут быть совершены
лишь раз за все четыре 3-часовых периода. Служение должно быть совершенно,
как и прежде.
61. После совершения служения с материалами (предметами) как и ранее
Джаладхара должен быть поднесен (предложен). Затем преданный пусть служит
Шиве зернами кунжута, ячменя и цветами лотоса.
62. Преданный должен почтить Шиву особенно листьями дерева Бильва.
63. Аргхья предлагается с плодом цитрона. Молочный пудинг предлагается как
найведья. О Вишну, повторение мантры должно быть двукратным, в то время
как прежде (ранее) - однократным.
64. Затем брахманы должны быть одарены как подобает. Остальные обряды
совершаются также, как и прежде - вплоть до окончания второго 3-часового
периода времрни.
65. В третьем 3-часовом периодеслужение совершается так же как и ранее. Но
вместо ячменя предлагаются зерна пшеницы и цветя "солнечного растения"
(?).
66. Благовония и лампады д.б. разных типов. О Вишну, найведья должна
состоять из жареных пирогов и различных овощных блюд.
67. Предложение ("вращение") света, как часть служения, совершается с
камфорой. Аргхья - состоит из граната. Повторение джапы должно быть
троекратным в сравнении с первым.
68. Одаривание брахманов следует делать только денежными дарами. Вплоть до
окончания этого периода (времени) праздненство продолжается как и прежде.
69. Когда четвертый 3-часовой период наступает (приближается), то
проводится ритуальное "отпускание" (Божественного Присутствия) в конце
предшествующего служения. Это сопровождается соответствующими мудрами.
70. Преданный должен служить Господу Шиве (поднесением) черного горошка,
зеленого горошка, зерен Приянгу или любого из семи видов злаков, цветов
Шанкхи и листьев Бильва.
 
71. Найведья предлагается, состоящая из различных сладостей или вареного
черного горошка и риса с целью удовлетворения Садашивы.
72. О Вишну, Аргхья должна быть предложена Шиве с плодом plantain (?) или
с различными типами плодов (фруктов).
73. Порядочный человек должен выполнить мантра-джапу вдвое больше числа
предшествующего служения. Разумный преданный должен решить, какое число
брахманов будет им одарено.
74. Вплоть до рассвета преданный должен проводить время ??????(воспевании)
молитв, игре на музыкальных инструментах, преданных (ритуальных) танцах и
других формах празднования вместе с другими преданными.
75. Когда взойдет солнце, ему следует совершить омовение и затем служить
Шиве. Абхишека (ритуальное омовение) Божества должна быть проведена с
преданным служением и украшением (Образа).
76. Благотворительные дары следует раздать (нуждающимся), брахманов и
аскетов следует угостить всевозможными угощениями - их общее число должно
равнятьсязадуманному ранее.
77. Оказав почтение Шиве, следует предложить полную пригоршню цветов.
Затем преданный должен молиться, восславляя Господа с мантрами :
78. "ТАВАКАСТВАДГАТАПРАНАСТВАМ ЧИТТО' ХАМ САДА МРИДА |
КРИПАНИДХЕ ИТИ ДЖНЯТВА ЯТХА ЙОГЬЯМ ТАТХА КУРУ | |
О Мрида! Вместилище милосердия, знающий, что я принадлежу Тебе, вся моя
жизнь опирается (коренится) в Тебе и мой ум посвящен Тебе. Твори, что
хочешь! (что подобает)
79. АДЖНЯНАДЬЯДИ ВА ДЖНЯНАДЖДЖАПАПУДЖАДИКАМ МАЙЯ |
КРИПА НИДХИТВАДЖДЖНЯТВАЙВА БХУТАНАТХА ПРАСИДА МЕ | |
О Господь всех живущих! Будь милостлив ко мне, взирая благосклонно на все
выполненное (совершенное) мной - джапу, пуджу - со знанием подобающим или
же в неведении.
80. АНЕНАЙВОПАВАСЕНА ЯДЖДЖАТАМ ПХАЛАМЕВА ЧА |
ТЕНАЙВА ПРИЙЯТАМ ДЕВАХ ШАНКАРАХ СУКХАДАЙЯКАХ ||
Да будет Господь Шанкара, податель счастья, доволен плодом (результатом)
этого поста и (совершения) ??????????????????????
81. О Махадева! Пусть служение Тебе всегда процветает в моей семье (роду)
! Да не буду я рожден в семье, где Ты не являешься почитаемым Божеством! "
82. Предложив пушпанджали и нанеся тилаки, получив благословления от
брахманов, преданный должен ритуально проститься с Божеством.
83. Если врата совершается таким образом, то Шива не останется
недосягаемым для него. Плод, который он обретает, ни с чем не сравним.
84. Если эта превосходная врата совершается без привязанности, Спасение
приходит к нему (преданному) в форме семени. Нет никакого основания
сомневаться в этом.
85. Эта врата должна совершаться с великой преданностью каждый месяц.
После проведения (совершения) завершающего обряда, преданный пожинает плод
со всеми вытекающими благами.
86. Воистину, для проводящих эту врату Я , Шива, - Разрушитель всех
несчастий, взращиваю все желаемые блага, и бхукти, и мукти.
Сута сказал :
87. "Слыша эти благоприятные слова Шивы, Вишну возвратился в свою обитель.
Впоследствии этот замечательный обряд стал популярен и среди людей,
жаждущих блага своей душе.
88. Однажды Вишну поведал Нараде об этой божественной Шиваратри-врате, что
обеспечивает и бхукти, и мукти."
Так в священной "ШИВА МАХАПУРАНЕ", в разделе "КОТИРУДРА САМХИТА"
заканчивается 38-я глава, посвященная описанию Шиваратри-враты.


{mospagebreak} 
ГЛАВА 39-я .
( Окончание (завершение) Шиваратри-враты )
Риши сказали :
1. "Пожалуйста, поведай нам о Удьяпане (формальном окончании) празднования
Шиваратри как о результате (посредством исполнения) которого Сам Шива
становится возрадовавшимся (довольным)."
Сута сказал :
2. "О риши, да будет (рассказ) о завершении (Шиваратри) выслушан с
преданностью и почтением. Выполнением (проведением) этого, врата
несомненно (уверенно) становится исполненной.
3. Благоприятная Шиваратри-врата должна совершаться в течении четырнадцати
лет. В день Трайодаши пищу следует принимать однократно (ночью), на 14-й
день (Чатурдаши) - держать полный пост.
4-5. В день Шиваратри, по выполнении всего положенного (предписанного),
преданный должен отправиться в храм Шивы и совершить служение. Он должен
сделать мистическую диаграмму (янтру), известную в трех мирах как
Гауритилака.
(прим.: Гауритилака, Лингатобхадра и Сарватобхадра (ст.5-6) - особые
круговые диаграммы, изображающие позиции (положения) Божеств, призываемых
в них для служения, прославления и т.п. )
6. В середине (той) мистической диаграммы Лингатобхадра и Сарватобхадра
должны вычерчиваться (изображаться).
7. Как и в обряде Prajapatya, благоприятные сосуды с водой должны быть
установленны, задрапированные в ткань, с кокосовыми орехами на них и
дакшина - внутри.
8. Сосуды долны быть старательно размещены по сторонам алтаря. В середине
- либо поднос (диск?) или золотой сосуд должен быть установлен.
9-10.Преданный должен изготовить мурти Шивы и Умы из золота весом в одну
пала (?). Соответственно своим возможностям он может уменьшить вес
наполовину "пала". Шива должна находиться с левой стороны, а Шива с
правой. Преданный должен почитать Образ ночью.
11. Он должен почтить заботливо почтенного Гуру вместе с Ритвиками
(знатоками Ригведы). Затем, с их формального разрешения, он должен начать
служение Шиве.
12. Он должен бодрствовать всю ночь, совершая служение в различные
трехчасовые периоды и воспевая гимны и молитвы или танцуя с чувством
преданности.
13. Так, в соответствии с установлениями, совершив поклонение, он ублажит
(почтит) Господа. Утром он снова должен совершить поклонение и тщательно
(должным образом) совершить Хому.
14. Он должен выполнить обряды Праджапатья в соответсвии со своими
возможностями. С удовольствием он должен одарить брахманов и с
преданностью раздать благотворительные (добровольные) дары.
15. Он должен подарить Ритвикам и их женам хорошие одежды и украшения и
одарить их (еще и) по отдельности.
16. Говоря : "Да будет Шива доволен ! ", пусть он подарит корову и теленка
с гнеобходимыми принадлежностями (?) Учителю.
17. Он должен поднести ему (т.е. Гуру) сосуд с водой и Образ Шивы со всеми
украшениями, разместив все это на воле (быке ?).
 
18. Он должен помолиться Шиве, Великому Господу, с великим энтузиазмом, с
ладонями, сложенными в почтении, преклонив колени :
19. ДЕВА ДЕВА МАХАДЕВА ШАРАНАГАТАВАТСАЛА |
ВРАТЕНАНЕНА ДЕВЕША КРИПАМ КУРУ МАМОПАРИ | |
"О Бог богов! О Великий Боже! Любящий прибегающих к Тебе. Будь милостлив
ко мне, о Владыка богов, ко мне, исполнившему эту врату.
20. МАЙЯ БХАКТЬЯНУСАРЕНА ВРАТАМЕТАТКРИТАМ ШИВА |
НЬЮНАМ САМПУРНАТАМ ЙАТУ ПРАСАДАТТВА ШАНКАРА | |
"О Шива! Я выполнил (совершил) эту врату согласно моим возможностям. Если
в ней есть недостатки в любом отношении, сделай ее совершенной по Своей
милости, о Шанкара!
21. АДЖНЯНАДЬЯДИ ВА ДЖНЯНАДЖДЖАПУДЖАДИКАМ МАЙЯ |
КРИТАМ ТАДАСТУ КРИПАЙЯ САПХАЛАМ ТАВА ШАНКАРА | |
"Джапа, пуджа и другое совершено мной отчасти со знанием, отчасти с
невежеством (в неведении). Сделай все это результативным по милости Своей,
о Шанкара! "
22. Произнеся это, пусть предложит пушпанджали Шиве, Высшему Атману. Пусть
поклонится и молится снова.
23. Если врата совершается так, то она будет исполненной (полной) и не
останется никакого недостатка (ущерба) (от ее совершения). Преданный
обретет сиддхи, желанные им. В этом нет сомнения."
Так в священной "ШИВА МАХАПУРАНЕ" в разделе "КОТИРУДРА САМХИТА"
заканчивается 39-я глава, (посвященная описанию) завершения празднования
Шиваратри.

{mospagebreak}
ГЛАВА 40.
( Слава Шиваратри )
Риши сказали :
1. "О Сута, мы весьма рады слушать твои слова. Пожалуйста, опиши (эту)
превосходную врату в деталях.
2. О Сута, кто совершал эту врату прежде (в прежние времена)? Был ли
(достигнут) превосходный результат от ее совершения кем-нибудь без полного
знания?"
Сута сказал :
3. Да будет это услышано, о мудрецы (риши). Я расскажу вам древнюю историю
об охотнике, уничтожившем все свои грехи (избавившемся от всех грехов).
4. Некогда жил в лесу охотник по имени Гурудруха с большой семьей. Он был
сильным, безжалостным (жестоким) и вовлеченным (погруженным) в жестокие
(бессердечные) поступки.
5. Ежедневно он отправлялся в лес на охоту регулярно и убивал лань
(оленя). Там же в лесу он занимался разбоем (грабежом) на различных путях
(дорогах).
6. Ни одного хорошего (благого) поступка не совершил он с детства и в
последующие (годы жизни). Так он порочный проводил долгое время в лесу.
7. Однажды наступил день Шиваратри. Но грешный охотник, находясь в
огромном лесу, не знал об этом.
8. Его родители и жена, мучимые голодом, попросили его в тот день: "О
лесной бродяга, дай нам поесть".
9. Тогда он немедленно встал, взял свой лук и отправился подстрелить лань.
(В поисках добычи) он бродил там и сям по лесу.
10. По воле злой судьбы он он не нашел никакой дичи. Солнце клонилось уже
к закату и он был весьма раздосадован:
11-12. "Что мне делать? Куда идти? У меня ничего нет. Что будет с моими
родителями и детьми дома? Там же и моя жена. Что будет с ней? Я должен
вернуться домой только имея что-нибудь в руках. Нельзя показаться с
пустыми руками. ".
13. Думая (рассуждая) так, он проходил мимо водоема (пруда, озера). Он
остановился возле тропы, ведущей к водопою.
14. "Какое-нибудь животное, несомненно, прийдет сюда. Я убью его и с
радостью отправлюсь домой. Мои усилия наконец-то увенчаются успехом".
15. Рассуждая так, он вскарабкался(забрался, залез) на дерево бильва и,
взяв немного воды с собой, уселся в его кроне.
16. Мучимый гневом и жаждой, он ждал и думал: "Когда же какой-нибудь зверь
придет сюда? Когда я смогу убить его?"
17. Во время первой части ночи голодная олениха(лань) робко прискакала
туда.
18. Увидев ее, он весьма обрадовался. Нацелив стрелу, он собрался тотчас
же убить ее.
19-20. Тогда же немного воды (из той, что он захватил с собой) пролилось и
несколько листьев бильвы упали вниз. Под деревом находился Шивалингам. Так
он(охотник) совершил положенное поклонение первой части ночи (Шиваратри).
В результате он избавился от своего греха.
21. Услышав шорох, лань весьма испугалась, увидев охотника. И она
заговорила так:
Лань сказала:
22. "О охотник, что побуждает тебя на совершение подобного поступка?
Пожалуйста, скажи мне правду". Услышав слова лани, охотник сказал:
Охотник сказал:
23-24. "Сегодня моя семья голодает. Я утолю их голод, убив тебя". Слыша
эти ужасные слова, лань, увидев этого безжалостного воина, подумала: "Что
мне делать? Куда бежать? Лучше я прибегу к хитрости". Думая так, лань
заговорила:
Лань сказала:
25. "Несомненно, я благословенна. Ты будешь счастлив, получив мое мясо.
Какую еще пользу (заслугу) я обрету посредством этого тела - приносящего
лишь всевозмодные страдания?
26. Невозможно даже выразить (описать) заслугу человека, помогающего
другим, даже за сотню лет.
27. Но все мои малые детеныши остались в убежище (логове). Я должна
поручить их заботе моей сестры или мужа, а затем вернусь.
28. О бродящий-по-лесу, не пнринимай мои слова за ложь. Несомненно, я
снова приду к тебе.
29. Земля стоит устойчиво, благодаря правде, Океан устойчив благодаря
правде. Воды текут устойчиво благодаря правде. Все покоится (основывается,
держится) на правде".
Сута сказал:
30. Когда же охотник не придал значения даже подобным ее словам,
испуганная лань заговорила снова:
лань сказала:
31-34. "О охотник, слушай, что я расскажу. Я принимаю (даю) такое
обещание; если, отправившись домой, я не вернусь, пусть я буду отмечена
всеми (тягочайшими грехами) какие только совершают эти люди:- а именно:
продажа (торговля) Ведой со стороны брахманов; не исполнение положенных
молитв Сандхьи; пренебрежение женщинами воли их мужей; нечестивый человек;
отвращающийся от (служения) Шиве; человек, дурно обращающийся с другими;
кто пренебрегает Дхармой; человек, поступающий вероломно
(клятвопреступник); и человек, обманывающий других".
35. Когда лань дала такие обещания, охотник поверил ей и сказал: "Иди
домой".
36. Обрадованная лань попила воды и отправилась в свое убежище. Тем
временем первая часть ночи подошла к концу и охотник оставался
бодрствующим, не смыкая глаз.
37. Сестра лани, обеспокоенная ее отсутствием, отправилась на ее поиски и
она также захотела попить.
38. Увидев лань, бхилла (охотник?) натянул свой лук и приготовился
выпустить стрелу. Как и прежде (ранее) вода и листья бильвы упали на
Лингам Шивы.
39. Несознательно (случайно) это стало служением второй части ночи. Это
было благоприятно для охотника.
40. Лань спросила: "О бродящий-по-лесу, что ты делаешь?" Увидев ее,
охотник ответил то, что и ранее. Услышав это, лань снова заговорила:
41-42. О охотник, слушай. Я благословенна. Моя жизнь обрела смысл (стала
результативной). Это мое теле послужит службу другим. Но мои дети - такие
маленькие - остались дома. Я должна поручить их заботе моего мужа, а затем
приду снова сюда".
Охотник сказал:
43. "Мне безразлично то, что ты говоришь. Несомненно, я убью тебя".
Услышав это лань сказала, поклявшись Шивой.
Лань сказала:
44-47. О охотник, послушай, что скажу. Если человек нарушает свое слово,
то он теряет все свои (благие кармические) заслуги. Если я не вернусь, то
пусть я буду отмечена всеми грехами, что совершают следующие (такие) люди:
тот, кто бросает свою законную жену и сходится с другой; кто отвергает
ведическую Дхарму и следует измышленному и лживому культу; кто
прикидывается (???) преданным Вишну и порицает Шиву; кто совершает обряды
Кшайаха по своим родителям (своих родителей) в день Шуньятитхи и кто
причиняет вред другим, и без того обиженным (несчастным)".
Сута сказал:
48. Умоляемый ланью охотник сказал ей : "Иди". Она попила воды и радостно
отправилась в свое убежище (логово).
49-50. Тем временем вторая часть ночи также подошла к завершению и охотник
не сомкнул глаз. Когда же третья часть ночи наступила, олень-самец,
обеспокоенный долгим отсутствием самки, отправился искать ее. Охотник
увидел его на тропе, ведущей к водопою.
51. Увидев крепкого (сильного) оленя, охотник обрадовался. он нацелил
стрелу, собравшись убить его.
52. Когда он (охотник) приготовилсясделать так (это), несколько листочков
бильвы упали на (Образ) Шивы как результат его Прарабдхи.
53. Из-за этого оказалось выполненным положенное служение третьей части
ночи для его благополучия. Милостивая природа Шивы проявилась в этом.
54. Услышав шорох, олень спросил: "Что ты делаешь?" охотник ответил: "Я
собираюсь тебя убить ради удовольствия моей семьи".
55. Услышав это, олень обрадовался и тотчас же сказал охотнику.
Олень сказал:
56. "Я благословен тем, что я хорошо упитан и достаточен, что смогу
удовлетворить твои нужды. Все для человека становится бессмысленным, если
его тело ни на что непригодно".
57. Если кто-либо не помогает другому даже если он и в состоянии сделать
это, его все усилия тщетны. Он отправится в ад после своей смерти.
58. Но я должен прежде поручить моих малышей заботе моей матушки. Я только
утешу их и вернусь обратно".
59. Упрашиваемый таким образом охотник весьма был удивлен в уме. Вся куча
(уйма) его грехов оказалась разрушенной и с очищенным умом он произнес
такие слова:
Охотник сказал:
60-61. "О олень, все звери, что приходили сюда, ушли обратно, дав
обещание, подобное твоему. Но они еще не пришли. Ты тоже хочешь уйти, дав
лживое обещание. Как же тогда мне поддерживать жизнь (себя и моих детей)?"
Олень сказал:
62. "О охотник, слушай, что я скажу. Я не прибегаю ко лжи. Вся вселенная -
включая подвижное и неподвижное - стоит прочно благодаря правде.
63. Заслуга (благая кармическая) лжеца устраняется мгновенно прочь.
Потому, о охотник, слушай мое правдивое обещание.
64-66. Если я не приду опять, пусть я буду запятнан грехами таких видов
деятельности, а именно - совершение совокупления в сумерки (сандхья?),
принятие пищи в день Шиваратри, вероломство, незаконное присвоение
доверенного (кем-либо) имущества, пренебрежение молитвами Сандхьи,
непроизнесение имени Шивы устами, непомогание нуждающимся по возможности,
разбитие ореха (кокоса) в дни Парвана, принятие запрещенной пищи, принятие
пищи перед служением Шиве или без нанесения бхасмы (пепла-вибхути)".
Сута сказал:
67. "Услышав эти слова, охотник сказал: "Иди и возвращайся побыстрей."
Так, отпущенный охотником, олень попил воды и побежал обратно.
68-69. Все эти звери, давшие обещания, встретились в убежище (логове).
Узнав обо всем друг от друга, они стали решать кто же должен отправится,
исполняя данное обещание. Они приласкали (утешили) малышей и приготовились
идти обратно.
70-71. Старшая лань обратилась к своему другу (самцу): "О олень, без тебя
как могут оставаться здесь малыши одни? О господин мой, я была первой, кто
пообещал вернуться. Поэтому я должна идти. Вы же оба останьтесь здесь."
72. Слушая эти слова, младшая лань сказала: "Я - твоя служанка. Поэтому я
пойду, а вы оставайтесь."
73. Услышав это, олень-самец сказал: "Я пойду туда. А вы обе останьтесь.
Малышей воспитывают и присматривают за ними матери."
74. Слушая слова своего мужа, две лани не признали его правоту. С любовью
объяснили они своему мужу, что "жизнь во вдовстве - позор!"
75. Тогда все они приласкали своих детенышей и поручили их заботе своих
соседей, а сами отправились в место, где их ждал охотник.
76. Детеныши, видя все это, поплелись за ними, думая: "Пусть и с нами
будет тоже, что и с ними."
77. Увидев их всех, охотник обрадовался и снова нацелил стрелу. И снова
вода и листья бильвы упали на (Образ) Шивы (внизу).
78. Благодаря этому, положенное служение четвертой части ночи оказалось
успешно совершенным. Вслед за этим все грехи его обратились в прах.
79. Старшая лань, ее сестра и самец-олень сказали: "О превосходный
охотник, используй нашу плоть как пожелаешь, сделав ее полезной. Окажи нам
милость."
Сута сказал:
80. "Слушая эти их слова, охотник удивился. Благодаря силе служения
(почитания) Шиве он обрел совершенное знание, недосягаемое для других.
81. Олени оказались благословленны. Хотя и лишенные знания, они оказались
готовыми помочь другим, предлагая свои собственные тела.
82. Что? Что я обрел, несмотря на то, что был рожден человеческим
существом? Я насыщал свою плоть, убивая других?
83. Я содержал свою семью, совершая множество грехов ежедневно.
???(возглас отчаяния) какова теперь будет моя семья после совершения всех
этих грехов?
84. Грехи совершались мной непрерывно с самого момента рождения. Какую
цель я обрету (чего достигну)? Тщетна, тщетна моя жизнь! "
85. реализовав совершенное знание таким образом, он отвел свою стрелу и
воскликнул: "О превосходные олени! Все вы благословлены. Вы можете в
безопасности идти обратно."
86. Когда он так сказал, Шива стал доволен. Он явил Свою форму - ту, что
почитается и прославляется благочестивыми (добрыми людьми).
87. Коснувшись милостливо его, Шива сказал с любовью охотнику: "О охотник,
я доволен этой вратой. Проси любой дар (благо), какое желаешь."
88. Увидя образ Шивы, охотник в мгновение стал освобожденным
(просветленным). Он припал к стопам Шивы говоря: "Теперь я обрел все. "
89. Шива, удовлетворенный, даровал ему имя Гуха. Милостиво взглянув на
него, Он даровал ему божественный дар.
Шива сказал:
90. "О охотник, слушай. создав столицу в Шрингаверапуре (соврем. Сингапур,
город на левом берегу Ганги в 22 милях сев.-западнее Аллахабада, на
границе Кошалы и страны бхилов. Страна вокруг была населена диким племенем
нишадов, и Гуха, друг Рамы был их вождем) наслаждайся божественными
радостями по своему желанию.
91. Твоя раса будет процветающей без каких-либо препятствий. О охотник,
уверенно, даже Господь Рама, восхваляемый даже богами, придет в твой дом.
92. Он заключит союз с тобой. (Так) сотрудничая (ведя дружбу) с моим
преданным, вовлекаясь в подобающее служение Мне, ты обретешь Освобождение,
(столь) редкое для других".
Сута сказал:
93. Тем временем, увидев Шиву, олени поклонились Ему и обрели Освобождение
от своих воплощений.
94. Они получили божественные тела, вознеслись на летающие виманы и
умчались прочь. Освободившись от проклятия одним лишь видением Шивы, они
достигли небес.
95. Шива стал Вьядхешварой на горе Арбуда. Созерцание и почитание этого
Лингама дарует и бхукти, и мукти.
96. С этого дня и в дальнейшем охотник, вкусив сполна всех мирских
наслаждений и будучи облагодетельствованным Богом, обрел освобождение
Саюджья с Шивой.
97. (Так) даже совершиы эту врату в полном невежестве, он достиг Саюджьи;
что же говорить о тех, что обладают преданностью?
98. Согласно всем Шастрам, среди всех обрядов Шиваратри-врата -
восхваляется как наилучшая и превосходная.
99-100. Различные враты, различные святые центры, дары и жертвоприношения,
различные аскезы и формы джапы - не сравнимы с Шиваратри-вратой.
101. Потому эта благоприятная врата должна совершаться теми, кто желает
блага. Шиваратри-врата - божественна и несет и бхукти, и мукти.
102. Так я поведал о благословенной Шиваратри-врата полностью. Она
известна как "царь всех обрядов". О чем вы еще желаете услышать?"
Так в священной "ШИВА МАХАПУРАНЕ" в книге "КОТИРУДРА САМХИТА"
заканчивается 40-я глава, называемая "СЛАВА ШИВАРАТРИ".

Индийская философия

Литература по йоге