Алфавитный указатель:

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

 

УСПОКАИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ


ОМ! Радостное да услышим ушами, Дивные!
Радостное да узрим очами, святые!
С крепкими членами да насладимся установленным сроком той дивнопосланной жизни!
(Дай) счастья нам, Индра, растущий славой!
Счастья нам (дайте), Питающие Всеведы!
(Дай) счастья нам, проникающий невредимым через (звездное?) колесо!
Счастья [дай] нам, Владыка молитвы утверждающий!

ОМ! Покой! Покой! Покой!

 

КАПЛЯ БЕССМЕРТИЯ


1. Так сказано: ум двух видов: чистый, а также нечистый.
Нечистым желания управляют, чистый лишен желаний.

2. Именно ум — создатель людских пут и Избавления.
Путанный связан вещами, избавленный — вне вещей, по преданью.

3. Так как от ума, (находящегося) вне вещей, его избавление приходит,
Значит, всегда (должен быть) вне вещей ум чающего избавления от тела.

4. Когда разорвана связь с вещами, ум заключен в сердце.
Тогда является само существо — То высочайшее состояние.

5. Следует прекращать (движение мысли), пока в сердце — движение сокращения.
Это и знание, и созерцание, остальное же — (лишь) умножение правил.

6. Как ни мыслимо, а немыслимо, то, немыслимое, — мыслимо.
(Когда человек) влечений избегнул, тогда достигается Благо.

7. Пусть средоточие звуком свершает, пусть пребудет в беззвучии высшем;
Осуществлением беззвучия сущее, а не не-сущее приходит.

8. Именно то — неделимое Благо, неколебимое, незакрытое.
«То Благо — я Сам» — узнав, благим становятся прочно.

9. Неколебимое и бесконечное, причины, примера лишенное,
Безмерное и безначальное узнав, избавляется мудрый.

10. (Где нет) «ни начинания, ни заключения, ни мучения, ни исполнителя,
ни чаяния Избавления, ни Избавления» — такова эта высочайшая польза.

11. Так Самого одним мыслить следует в бдении, снах, забытьи;
три состояния преодолевший не ведает снова рождений.

12. Ибо один самосущий, в любом существе настоящий,
Представляясь одним или многим, видится, как в воде месяц.

13. Горшок обернут пространством, в горшке содержимом;
Как исчезает горшок — не пространство, так и облакоподобный живущий.

14. Как горшки, распадаются видимости снова и снова,
то, что распалось, о том и не знает, и вечно знает.

15. Покрыто маревом слов, словно мраком, не движется в лотосе.
И (когда) мрак пропадает — одно лишь единое прозревает.

16. Слово непреходящее — Высшее Благо, когда в нем прекращается преходящее;
Видящий непреходящее пусть размышляет, ища сам покоя.

17. Два ведения следует ведать: слово благое, но и что выше;
В слово благое проникший постигает высшее благо.

18. Из книг поняв мудрость — то высшее знание-познание,
как солому ради зерна, совсем пусть отбросит книги.

Индийская философия

Литература по йоге