Алфавитный указатель:

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

"БХАГАВАД-ГИТА" (Бхагаватгита) - (санскр. букв. - песнь Бхагавата, песнь Господа, т.е. Кришны-Вишну) - древнеиндийская религиозно-философская поэма. Первоначально самостоятельное произведение, созданное в 8-7 вв. до н.э., записанное в 3-2 вв. до н.э. Впоследствии вошла в состав "Махабхараты" (кн. 6, гл. 23-40). Состоит из 18 глав. Бхагават-Гита повествует о центральных событиях древнеиндийского эпоса - битве пандавов и кауравов на поле Курукшетра. Арджуна, вождь пандавов, не желая убивать своих родственников, хочет уклониться от битвы и делится сомнениями с Кришной, играющим роль возничего. Кришна призывает его к выполнению воинского долга и излагает сокровенное учение, составляющее основное содержание поэмы. Кришна излагает учение Йог - знания (джняна), бескорыстного и бесстрастного действия (карма), сосредоточения (дхьяна), любви к Богу (бхакти), царственного знания и царственной тайны. Бхагават-Гита, являясь как бы квинтэссенцией различных умозрительных систем, оказала влияние на многие школы индийской философии, особенно на веданту.

Пураны (от санскр. пурана, буквально - древний), канонические тексты индуизма. Древнейшие пураны восходят к середине I-го тыс. до н. э., но основные, дошедшие до нас тексты возникли главным образом во 2-й половине I-го тыс. В соответствии с культом того бога, которому каждая из пуран посвящена, имеются вишнуитские, шиваитские и брахмаитские пураны, но в целом они излагают основные религиозные, социальные и этические принципы индуизма. По содержанию и форме пураны близки древнеиндийскому эпосу и излагают космогонические легенды, мифы о происхождении всех творений, генеалогии богов, божеств, мудрецов и легендарных династий. Этические и метафизические идеи пуран повлияли на большинство философов индийского средневековья; использовали мифы пуран в своих произведениях также поэты и драматурги.

"Законы Ману" (точнее - "Наставления Ману в дхарме") (Manavadharmacastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник, сохранивший сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Дхармашастры были основой гражданского и уголовного законодательства, также они включают предписания относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т.д. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

"Законы Ману" (точнее - "Наставления Ману в дхарме") (Manavadharmacastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник, сохранивший сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Дхармашастры были основой гражданского и уголовного законодательства, также они включают предписания относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т.д. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

"Законы Ману" (точнее - "Наставления Ману в дхарме") (Manavadharmacastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник, сохранивший сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Дхармашастры были основой гражданского и уголовного законодательства, также они включают предписания относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т.д. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

"Законы Ману" (точнее - "Наставления Ману в дхарме") (Manavadharmacastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник, сохранивший сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Дхармашастры были основой гражданского и уголовного законодательства, также они включают предписания относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т.д. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

"Законы Ману" (точнее - "Наставления Ману в дхарме") (Manavadharmacastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник, сохранивший сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Дхармашастры были основой гражданского и уголовного законодательства, также они включают предписания относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т.д. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

"Законы Ману" (точнее - "Наставления Ману в дхарме") (Manavadharmacastra) - самый известный памятник древнеиндийской литературы и исторический источник, сохранивший сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Дхармашастры были основой гражданского и уголовного законодательства, также они включают предписания относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т.д. Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

"Упанишады" — дословно — "сидение внизу, у ног учителя". Позже, в переносном смысле — "тайноучение", эзотерическое учение, передаваемое наставником из уст в уста ученику. Упанишады составляют философскую часть Вед. Литературная запись Упанишад относится к Х-ХI векам: корпус Упанишад составляет 108 сочинений неравноценного значения. В центре упанишад - философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина упанишад - учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции упанишад о единстве мира. Значение упанишад не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р.У. Эмерсона.

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Веды (caнскp. veda - знание, от индоевроп. корня veid - знать, видеть, ст. слав., греч. оida) - священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Они распадаются на четыре сборника: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Время возникновения этих сборников и их историческое значение различны. Самый древний и самый важный среди них - первый, Rigveda (Веда гимнов; ric - гимн). Окончательное оформление Ригвед принято относить к 10 в. до н. э., но некоторые гимны восходят, очевидно, к середине 2-го тыс. до н. э. Ригведа включает 1028 гимнов, составляющих 10 книг, или циклов (мандала), древнейшие из которых 2-7-я. Авторство каждой из них приписывается определённому жреческому роду (индивидуальное авторство гимнов Ригведы не определяется).

Индийская философия

Литература по йоге