Алфавитный указатель:

- Т -


 

ТАМАС (Tamas)

Постоянство, статичная инерция, инерция покоя. Качество, или сила Природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках.

Как одно из трех качеств (гуна, см.) материального мира, тамас представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разум использует статичную инерцию как основу для новых форм, наряду с их сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения (раджас), в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы (саттва).

Термин “тамас” применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя; например, “тамасичный человек” по отношению к ленивому или вялому человеку (см. Удовольствие и Страдание).


ТАНЕЦ ШИВЫ (The Dance of Shiva)

У Шивы было множество танцев, но наиболее часто упоминаемый описывает его, наступающего на карлика-гнома. Этот танец обычно рассматривается как напоминание о том, что божество играет, а не трудится. Карлик в этом случае называется “рассеянный человек” (апасмара пуруша) и символизирует, разумеется, наше низшее Я и в некоторой степени даже наше высшее Я, в которые мы вовлечены настолько, что забываем о своем высшем духовном призвании и судьбе; о них нам напоминает Шива, проявляясь в нашем качестве воли, которая представляет собой не просто волю к жизни, волю к новизне и развитию, но также волю к духовному наполнению.


ТАНМАТРА (The Five Tanmatras)

Буквально: “очерчивание Того”. Пять фундаментальных принципов, подразделений, или типов материальной стороны вещей, соответствующих пяти ощущениям (звучание, осязаемость, видимость, наличие вкуса и запаха), возникающим в сознании, то есть те свойства объектов, которые обеспечивают их воспринимаемость и сферу действия пяти органов чувств (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), и связаны с пятью состояниями материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля).


“ТАНТРЫ” (Tantras)

Группа трактатов по йоге, в которых описаны методы, близкие лайя-йоге (см.). Система тантры содержит множество формул поклонения божествам — которые, однако, представляют собой лишь символы, — и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом “тантра”, которое дословно означает ткацкий станок или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма.


ТАПАС (Tapas)

Один из обрядов (см. Нияма), которые йогу следует проводить в повседневной мирской жизни. Слово “тапас” происходит от корня, означающего “нагревать”, “накалять”, то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. В системе раджа-йоги это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Часто этот термин переводят как “аскетизм”; в этом значении это воспринимается иногда даже в Индии так называемыми “йогами”, которые доводят эту идею до крайностей, иногда даже до умерщвления плоти и самопричиненных повреждений тела. Для людей, склонных к комфорту, правильный уход за телом может показаться очень похожим на аскетизм, однако раджа-йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации; идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали, в котором он описывает совершенства тела (см.), включающие его правильную форму, красоту и силу. См. также Умеренность.


ТАРАКА (Taraka)

Буквально: “звезда”. В раджа-йоге так называется орган видения в междубровьи или чуть впереди него, который открывается во время медитации. Зрачок глаза тоже называют тарака.


ТАТТВА (Tattwas)

Происходит от “То” (“Тат”) и “ты” (“твам”) и означает подлинное состояние чего-либо. Применительно к материи таттва означает один из пяти первичных импульсов, в которых берут начало пять состояний материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля), которые существенно связаны с формами восприятия (слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием). Все пять таттва образуют локи, внутренние, непроявленные качества человека. Применительно к Я (атма), таттва соответствует его подлинной сути как единому бытию в Верховном Я (Параматма). Существует также родственное слово “таттвадаршин”, означающее того, кто способен видеть эту истину (см. также Санкхья).


“ТАТ ТВАМ АСИ” (Tat Twam Asi)

Известное речение: “То Ты Есмь”. Сначала ученик медитирует на “Тат” (“То”), что указывает на Брахмана, или Параматму как на отличное от “Этого”, поля проявленности. Именно поэтому ученику говорят: “То Ты Есмь”; если бы учитель сказал ему: “Ты Есмь То”, ученик мог бы начать с мыслей о “Ты”, как он обычно обращается к самому себе, и прийти в результате к неверному, личностному заключению; таким образом ученику объясняют: “ТО есть то, что ТЫ есть на самом деле, хотя сейчас у тебя может быть ложное представление, что “тот” ты есть “этот” ты.” Когда ученик способен говорить о себе: “Со'хам” (“Сах” — “то”;

“ахам” — “я”; “есть” при этом подразумевается), он достигает того, чего желал учитель. Другим ответом, несущим то же значение, является — “Ахам Брахмасми” (“ахам” — “я”; “Брахман”; и “асми” — “есть”).


ТЕЛЕПАТИЯ (Telepathy)

Прямая передача эмоциональных состояний и мыслей от одного человека к другому. Это происходит постоянно, так как мы обитаем в океане человеческих эманаций, но обычно наши мысли расплывчаты и недолговечны, к тому же их влияние в большой степени подчиняется принципу привлечения подобного подобным. Сильный разум, обладающий ясными мыслями, способен создавать наиболее определенный и мощный эффект в рамках рассматриваемого явления, которое в значительной степени относится ко тем случаям, когда двум или более людям одновременно приходит в голову одна и та же мысль, или когда в группе люди, мыслящие в сходном направлении, стимулируют и помогают друг другу. При больших скоплениях, толпах народа отдельный человек часто подпадает под влияние всеобщих настроений или идей (зачастую недобрых), что при недостаточном совершенстве рациональности разума способно превратиться в опасные наклонности. Таким образом, заблуждения и несовершенства чувств и мыслей могут быть в буквальном смысле заразительны.

На начальных стадиях экспериментов и упражнений телепатии лучше использовать знакомые всем участникам образы. Если два человека решают провести подобный эксперимент и устанавливают для него определенное время дня, перемежая при этом внушение и восприятия, желательно сравнивать их записи друг с другом лишь через два-три месяца. Во всех подобных экспериментах (степень успешности которых возрастает с опытом и течением времени) очень многое зависит от неэгоистичности сознания участников.


ТЕЛО (Body)

См. Деха; Шарира; Упадхи; Физическое Тело; Тонкое Тело; Карана Шарира.


ТИТИКША (Titiksha)

Терпеливая выносливость, спокойное приятие текущих условий кармы без какого-либо противодействия, так что при любых обстоятельствах у человека не возникает ни недовольства, ни нетерпения. Титикша относится к шести Обретениям (см. Шатсампатти).


ТРАНС (Trance)

См. Унмани.


ТРИ МИРА (The Three Worlds)

Выражение “три мира” обычно соответствует областям тела, эмоций (которую иногда называют кама-лока) и низшего, или конкретного ума. Все три области считаются объективными планами, или уровнями; формы первого образуются благодаря действиям, второго — под воздействием эмоций, и третьего —мыслями. Освобождаясь от гнета тела и стимулов окружающего мира во время сна, большинство людей обычно несосредоточены и непоследовательны в действиях и мыслях, пребывая в камической или ментальной плоскости, однако некоторые из них способны быть вполне бодрствующими, активными и целенаправленными, хотя они могут не помнить ою этой части своей жизни, вновь просыпаясь в телесной оболочке. См. также Проявленное; Лока; Реальность.


ТУРИЯ (Turiya)

Четвертое состояние, которое может быть достигнуто в медитации, когда сознание выходит за пределы манаса (мышления), буддхи (проницательности, мудрости по отношению к субъективному) и аханкары (склонности к разделению). Это состояние невозможно описать в категориях мыслей, любви или воли. Три состояния сознания, предшествующие этому, могут быть описаны как мышление в Многоообразии, любовь в Дуальности и воля в Единении (см. Авастха).

В распространенном смысле турья означает четвертое состояние сознания помимо трех обычных состояний бодрствования, сновидения и глубокого сна. В первом из них наблюдаются объекты внешнего мира и разума, во втором — только объекты, существующие в разуме, а в третьем не существует ни внешних, ни внутренних объектов.


ТЫСЯЧЕЛЕПЕСТКОВЫЙ ЛОТОС (Thousand-Petalled Lotus)

См. Сахасрара Падма; Чакры.


ТЬЯГА (Tyaga)

Отказ от обладания предметами и деятельности в мире. Человек, отрекшийся от мира, называется “тьяги”. Полный смысл такого отречения см. Санньяса.