Алфавитный указатель:

- О -


 

ОБЛАДАНИЕ (Possessiveness)

См. Абхинивеша; Стремление к Обладанию.


ОБЛАКА И СОЛНЦЕ (Clouds and Sun)

Урок образов Облаков и Солнца заключается в том, что подлинное Я сияет непрерывно, но оно скрыто тучами, порождаемыми недостатками низшего ума, или личности, так что сквозь них не только нельзя увидеть этот свет, но и невозможно насладиться его властью. См. Символические Образы.


ОБЛАСТЬ (Field)

См. Кшетра; Лока.


ОБРЯДЫ (Observances)

См. Нияма.


ОБЪЕКТ (Object)

См. Дравья, Гуна, Карма; Субъект и Объект.


ОБЪЕКТ, КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ (Object, Quality, Action)

См. Дравья, Гуна, Карма.


ОБЯЗАННОСТЬ (Duty)

То, что человеку следует делать; общий способ правильной жизни человека и правила его конкретных действий в отдельных ситуациях. Закон дхармы выше закона кармы (см.), ибо последний в каждый момент времени окружает человека реальными обстоятельствами, после чего возникает вопрос о том, как же человек собирается себя вести в этих условиях. Его первейшими обязанностями являются обязанности перед самим собой, так как он в долгу перед самим собой за свои собственные способности, и только с их помощью он растет как человек. Его вторая обязанность — любить ближнего своего, своим сердцем и своими действиями, исполнять свой социального долг и рабочие обязанности, которые представляют собой его вклад в общее благосостояние, то есть тоже являются службой на благо общества. Его третья обязанность — обязанность перед Богом, ибо жизнь и смерть существуют только в целях предельно осознанного достижения единства с Божественным. См. Дхарма.


ОГОНЬ (Fire)

См. Махабхута; Стихии; Хождение по Углям.


ОКОВЫ (The Ten Fetters)

В буддизме — десять недостатков, которые необходимо преодолеть. См. Архат.


ОККУЛЬТИЗМ (Occultism)

Знание, относящееся к тому, что пребывает вне восприятия органов тела, то есть обычными способами невидимого и невоспринимаемого (адришта), и приложение этого знания к практической жизни.


ОККУЛЬТНЫЕ СИЛЫ (The Eight Occult Powers)

Восемь сиддхи (см.).


<B>ОЛЕНЬ, СЛОН, МОТЫЛЕК, РЫБА И ПЧЕЛА (The Deer, Elephant, Moth, Fish and Bee)

Урок образов этих пяти животных заключается в предупреждении о потере осознанности и бдительности под влиянием пятью органов чувств, ибо охотники соблазняют Оленя сладкой музыкой, а Слона ловят в тот момент, когда он с великим удовольствием чешет спину о дерево; Мотылек, Рыба и Пчела завлекаются зрелищем, вкусом и запахом соответственно. См. Символические Образы.


ОМ (Om)

Величайшая мантра (см.), или слово власти. Верно произносенное достаточно развитым человеком, это слово, являющееся выражением божественной силы, привносит великую гармонию в тело и разум. Его ментальный эффект гораздо сильнее, когда это слово произносится не вслух, а умственно, однако в любом случае, оно должно звучать не очень громко и в “плавающей” форме, без усилий.

Это слово состоит из трех букв: А, У и М. Гласные “а” и “у” сливаются в “о”. “М” произносится без разжимания губ, то есть назально, и продолжается согласно представлениям и интуиции произносящего. Теория слова “Ом” заключается в том, что первый звук “а”, образуется в задней части рта, последний звук, “м”, издается с помощью губ, а “у” является плавным переходом между ними; таким образом, слово покрывает весь спектр возможных гласных. Поскольку гласные несут основную силу речи, а согласные представляют собой только ограничения или приложения этой силы, целиком слово является выражением акта творения, указывающим на присутствие Творца; в нем проявляется весь цикл творения, ибо “а”, “у” и “м” связываются с божественными силами, или функциями, которые символизируются тремя девами (см.), богами: соответственно Брахмой, Вишну и Шивой.

Патанджали советует ученику повторять это слово не просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть. Учитель говорит, что медитация даруется для двух целей — для достижения понимания природы личного сознания и для преодоления препятствий к обретению высшей созерцательности.

Ом произносится благоверным индусом в начале любой молитвы и гимна, любых слов, выражающих благоговение и восхищение. Он произносится также и в конце, иногда дополненный трехкратным “шанти” (см.).


ОМ ТАТ САТ (Om Tat Sat)

Эта мантра упоминается в “Бхагавад-Гите” как используемая “учениками Брахмана” в начале различных предприятий и деяний. “Тат” (“То”), указывающее на Брахмана, напоминает ученику о высоких побуждениях, и таким образом помогает ему отбросить все, что их недостойно. “Сат” (“творение”, “существо”) напоминает ему о Добре, пронизывающем все сущее, и таким образом освящает и облагораживает то, что ученик делает, и придает деянию характер ишвара-пранидхана (см.).


ОСВОБЖДЕНИЕ (Liberation)

Освобождение духа от связи с конечным, или проявленным существованием, что также подразумевает прекращение цикла рождений и смертей. Буддисты используют термин нирвана (см.), а Патанджали — понятие кайвалья (см.).

Причина обусловленного существования, неведенье (авидья, см.) также исчезает, подобно сновидению после пробуждения, когда воцаряется полное знание, или просветление, ведущее к освобождению. Это окончательное духовное достижение, предназначенное человеческому существу, однако оно не может произойти автоматически, ибо человек добивается его в своем существовании. См. также Мокша.


ОСНОВЫ ЗНАНИЯ (Bases of Knowledge)

Существуют три основы знания: ощущение, восприятие (пратьякша), умозаключение, вывод (анумана) и надежное свидетельство, проверка (агама). Интуиция относится к внутреннему восприятию. См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство.


ОСОЗНАНИЕ (Realization, Knowing)

См. Апарошанубхути; Сознание; Чит; Атмавидья; Освобождение; Кайвалья; Мокша;

Нирвана.


ОСТАНОВКА УМА (Steadiness of Mind)

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.


 

ОТВРАЩЕНИЕ (Aversion)

См. Двеша; Парадвеша.


ОТДЕЛЕННОСТЬ (Separateness)

См. Аваччхеда.


ОТРЕЧЕНИЕ (Renunciation)

См. Санньяса.


ОТРЕШЕННОСТЬ (Withdrawal)

См. Пратьяхара.


ОЧИЩЕНИЕ (Cleansings)

См. Дхаути.


ОЩУЩЕНИЕ (Perception; Senses)

См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство; Индрийя; Управление чувствами.