Алфавитный указатель:

- Н -


 

НАГА (Naga)

Один из младших вайю (см.), жизненных ветров.


НАДА (The Five or Seven Nadas)

Звук (шабда) присутствует повсюду, подобно тому, как весной все исполняется движения, сопровождаемого всеобщим пением. Таким образом, в Космосе непрерывно звучит песня мира, равно как шум войны присутствует в самых малых конфликтах и движениях Хаоса. В душе, или разуме йога существует подобное движение, и шумы Хаоса должны во всех своих проявлениях быть заменены песнями Космоса. Он никогда не должен забывать, что в простом избавлении от шумов Хаоса еще нет достижения, и что приобретением является только слышание песни Космоса. Это справедливо для всех уровней тела и разума, хотя песня (подобно прикосновению и взгляду) всегда присутствует в его внутреннем мире. Можно сказать, что человек всегда воплощается не в теле, но только в разуме, и что тело — не обитель его, но лишь мастерская.

Йогу следует прислушиваться к этому внутреннему голосу несколькими способами; некоторые источники выделяют пять способов, некоторые семь, другие десять, но это только вопрос классификации. Одни определяют их как следствия относительно внешне-ориентированных, или материальных опытов; другие связывают их с мантрами; третьи — с внутренней медитацией, говоря даже о “голосе тишины”. Что касается последнего случая, работы буддистов утверждают, что ученик должен слышать голос своего внутреннего бога в семи проявлениях, которые подобны голосу соловья, звону серебряных тарелок, шуму в раковине, звучании вина, бамбуковой флейте, трубам и грому; последний из них поглощает все предыдущие, так что они более не слышны. Символически этот ряд отражает предельно мистическое звучание, зарождающееся в тишине и становящееся все громче и громче, достигая своей кульминации, когда ученик сливается с Единством.

Другой текст, “Малые Упанишады” описывают эту последовательность следующим образом: сначала идет звук, подобный “чини”, затем — подобный “чиничини”, затем колокольчик, потом шум раковины, потом звук лютни, звон тарелок, флейта, затем стук небольшого барабана, затем громкий барабанный бой, и, наконец, гром. Еще один источник определяет порядок так: легкое позвякивание, литавры, рога, флейта и вина, и йогу предлагается прислушиваться ко все более тонким звукам. Еще говорят о шуме моря, облаков, водопада, барабанов, колоколов, труб, флейт, вина и жужжании пчел.

Некторые учителя указывают своим ученикам закрывать уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а губы — оставшимися пальцами рук. После непродолжительной постоянной практики они начинают слышать звук, похожий на жужжание пчел, затем пение флейты, а затем вина. С продолжением практики приходят звуки колоколов, и в конце концов — гром. Разум йога поглощается этими звуками, так что он не поддается уже внешним отвлечениям.

Понятие нада используется также для обозначения продолжительности звуков, например, при произнесении Ом.


НАДИ (Nadis)

Каналы тонкого тела. См. Ида; Пингала; Сушумна.


НАКЛОННОСТЬ (Tendency)

См. Васана; Склонность Характера; Шаблон Состояния Разума.


НАМАРУПА (Namarupa)

Буквально: “имя и форма”. Обозначает свойство всего созданного или проявленного. Существует отличие между двумя понятиями, так как форма соответствует объективному существованию, тогда как наименование — его отражению в субъективной жизни, разуме, в котором имя обычно есть символ формы (традиционный, подобный алгебраическому обозначению) и может использоваться в отсутствие предмета для умственной работы и манипуляции, связанной с этой формой.

В основном, понятие намарупы используется, когда разум отмечает, что объект, к которому он обращается, принадлежит полю майи, и на самом деле нереален. Вся Вселенная рассматривается как преходящая, не представляющая собой ничего, кроме суммы карм всех существ, пребывающих в ней.


НЕВЕДЕНЬЕ (Ignorance)

Корень всех наших несчастий, авидья.


НЕЗАВИСИМОСТЬ (Independence)

См. Кайвалья; Мокша; Нирвана; Освобождение.


НЕНАСИЛИЕ (Non-Injury)

См. Ахимса.


НЕОБЫЧНЫЕ ФОРМЫ ДЫХАНИЯ (Unusual Forms of Breathing)

Книги по хатха-йоге описывают множество дыхательных упражнений, равно как и большое разнообразие поз (асан). Подобно позам, которые делятся на две группы: ориентированные на подготовку тела к позам медитации и направленные на оздоровительные и укрепляющие упражнения, на группы можно разделить и дыхательные практики. Правильное дыхание входит в пранаяму; ниже приводится очень краткое описание остальных практик дыхания, которым обычно обучают в рамках йоги.

Существует множесто форм дыхания, описываемых и преподаваемых различными учителями хатха-йоги, среди которых наиболее часто упоминаемыми являются следующие восемь: (1) практика кумбхаки (задержки дыхания после вдоха), проводимой до тех пор, пока давление воздуха не ощущается во всем теле, от головы до ног, после чего воздух выпускается через правую ноздрю; (2) глубокое и шумное дыхание, с описанной выше задержкой и выпусканием воздуха через левую ноздрю; (3) дыхание с языком, выдвинутым между губами, сопровождаемое свистящим звуком; выдох осуществляется через обе ноздри; (4) предельно глубокий выдох, затем вдох со свистом, после чего начинается чрезвычайно учащенное дыхание с усилиями, прилагаемыми к вдохам и выдохам, продолжающееся до наступления усталости; выдох через правую или (5) левую ноздрю; (6) вдох, сопровождаемый жужжанием пчелы-самца, и выдох, сопровождаемый жужжанием самки-пчелы; (7) после вдоха горло сжимается, подбородок опускается на грудь, и в этом положении осуществляется очень медленный выдох; (8) простая остановка дыхания, без вдохов и выдохов, продолжительность которой определяется самим практикующим. См. также Пранаяма.


НЕПРОЯВЛЕННОЕ (Unmanifested)

См. Авьякта; Запредельное.


НЕСЧАСТЬЕ (Trouble)

См. Клеша.


НЕУГАСИМАЯ ЛАМПА (The Steady Lamp)

Образ Неугасимой Лампы применим к йогу, занимающемуся атма-йогой (см.). Он уравновешен и тверд, “подобно немеркнущей лампе, укрытой от ветра”. См. Символические Образы.


НЕУДАЧА (Failure)

См. Успех и Неудача.


“НЕ-Я” (The Not-Self)

Вся та область сущего, с которой связаны тело и разум, включая само тело и сам разум, есть Не-Я. Поскольку оно представляет собой только лишь средство познания, или, скорее, самопознания, йог отбрасывает его в надлежащее время —в момент, когда он готов непосредственно обратиться к подлинному Я. См. также Анатма.


НИДАНА (Nidanas)

Набор, или цепь причин и следствий. Двенадцать из них, которые часто упоминаются как источники страданий и несчастья, особо перечисляются в буддизме и покрывают весь цикл материального существования: (1) неведенье (авидья), которое является первопричиной всего последующего ряда; (2) зарождение привычек и шаблонов разума (санскар, или санкхар) в трех мирах —ментальном, эмоциональном и физическом; (3) распознавание объектов (виджняна, или винняна); (4) присваивание наименований и придание форм (намарупа); (5) пробуждение шести органов восприятия (шадаятана); (6) связь с предметами (спарша, или пхасса); (7) ощущение удовольствия или страдания от связи с предметами (ведана); (8) желание достигать или избегать (тришна, или танха);

(9) привязанности и деятельность (упадана); (10) воплощение, рождение (бхава);

(11) состояние и тип тела (джати); (12) набор разложения (джара), смерти (марана), горя (шока), жалоб (паридевана), страданий (духкха), и подавленных состояний, или ментальных болезней (дурмана). В этом заключается содержание жизни, повторения которого можно избежать посредством йоги, которая является практикой единения со знанием, или мудростью, или разрушением неведенья, что достигается следованием благородному восьмистадийному пути (см.). В нем заключено уничтожение описанного выше ряда причин, что соответствует понятию нирваны (см.).


 

НИДИДХЬЯСАНА (Nididhyasana)

Глубокая медитация. Последняя из трех практик, рекомендуемых школами веданты для ученика, освоившего подготовительные дисциплины (см. садхана). Первыми двумя практиками являются чтение и слушание (шравана) и мышление (манана).


НИДРА (Nidras)

Нидрами называются мысли, полученные во время сна, содержащиеся в большинстве сновидений, не имеющих основ в реальности. См. Вритти.


НИЗШЕЕ Я (The Lower Self)

Это современное понятие, но, правильно понимаемое, оно чрезвычайно полезно, так как путем упорядочивания низшего Я и приведения его в гармонию с законами Природы человек способен прийти к личным качествам, снимающим преграды к методам раджа-йоги. Во-первых, низшее Я состоит из трех отделов: физического, эмоционального и низшего ментального. В определенном смысле, все три отдела материальны, и каждый из них можно назвать телом, поскольку они представляют собой три организма, обладающие неизменными, или привычными реакциями и инстинктивными действиями, основанными на опыте прошлого. Далее, каждое из трех тел должно быть приведено в надлежащее, здоровое состояние, что означает преодоление лености и вялости, развитие силы и энергии, а затем —упорядочивание (но ни в коем случае не подавление) этих сил согласно верным правилам, с тем чтобы они проявлялись в верных пропорциях. Упорядоченная сила проявляется как здоровье, а ее активность — в форме спокойствия и контроля.

В дополнение к сказанному, тройственное низшее Я должно быть надлежащим образом натренировано и наполнено физически, эмоционально и умственно, дабы правильно согласовываться с внешним окружением.

Время, затрачиваемое высшим Я (см.) на управление и наполнение низшего Я, расходуется не напрасно, так как при этом развивается воля, привязанность силы мысли к выполнению этой задачи; кроме того, это сохраняет время и энергию в продолжительных нагрузках повседневной жизни, повышая внимание к ее материальным сторонам.


НИЗШИЙ УМ (The Lower Mind)

Разум, который собирает, накапливает и вспоминает информацию, полученную органами чувств, и мысли, с нею связанные. Он активен в смысле движения ассоциаций, которое проявляется в виде свободного течения мыслей, хотя на самом деле такой переход от одной мысли к другой не является в полном смысле свободным, ибо управляется определенными законами, или привычками, которые можно назвать четырьмя путями мыслей; это показывает, что низший ум подобен не джунглям, но саду с проложенными дорожками, или государству с хорошо развитой системой магистральных путей, ускоряющий систему транспортного переноса. Этими четырьмя путями являются: (1) отношения между родами и разновидностями, или классами и частностями, включая отношения и разницу между членами одного класса; (2) отношения части и целого; (3) отношения свойства и его обладателя; и (4) отношение сопоставления привычного и нового в опыте. К примеру, думая о розе, человек может последовать одному из четырех путей: (1) дикие розы —садовые розы, имеющие собственные имена — другие цветы; (2) лепестки —тычинки — розовый куст; (3) цвет — аромат; (4) конкретные известные розы —ваза с цветами; и т.п. Во время течения мыслей каждую смежную их пару всегда соединяет одно из этих отношений, так что низший ум шагает как бы с помощью пары ног, или перескакивая с камня на камень, как например, в потоке ассоциаций: роза — сад — дом — спальня — сон — сновидение; при этом при переходе к “дому” уже потеряна идея “розы”. Одной из основных практик йоги является замена подобного привычного течения мыслей способностью концентрации, которую можно использовать в любой нужный момент; при этом, перед тем, как оставить идею розы, человек может рассмотреть все, что эта идея может ему дать.

В низшем уме происходит также привязка разного рода положительных и отрицательных ощущений по отношению к объектам и мыслям, что становится причиной множества форм возбудимости и импульсивности, которые также являются предметом изучения и покорения практики йоги. См. также Читта.


НИРВАНА (Nirvana)

Термин, используемый в буддизме для Освобождения. Его этимология (нир-ва:

“угасать”) в негативной форме указывает на стремление к освобождению с целью избавления от любых свойств и характеристик в “угасшей” области нового состояния. Будде, достигшему просветления этой истиной, приписываются слова:

“Я, Будда, рыдавший с каждой слезой моих братьев, смеюсь и радостен теперь, ибо это свобода.” Он также советовал: “Не роняйте бисер мыслей в Бездонное: вопрошающий льнет к ошибочности; ответствующий заблуждается; пребывайте в безмолвии.”

Это понятие возникает и в индусских священных текстах, например, в “Бхагавад-Гите”, которая считается заповеданной, но никем не написанной пять тысячелетий тому. Тем не менее, индусы признают мысль о том, что это состояние есть единение с Брахманом и его сат, чит и ананда (см. Сат-Чит-Ананда). См. также Кайвалья; Мокша; Освобождение.


НИРОДХА (Nirodha)

Управление, контроль над мыслями (вритти) низшего разума (читты) (см.

Читта-Вритти-Ниродха).


НИЯМА (Niyama)

Пять “обрядов”, внутренних ритуалов человека. Они включают в себя чистоплотность тела и разума, удовлетворенность, совершенствование тела (тапас), самоизучение (свадхьяя), и внимательность, или чистоту разума (прасадана).

Успешное отправление этих пяти требований приводит к (1) хорошему здоровью и невосприимчивости к дурному магнетизму окружающих, возвышенности ума, целеустремленности, овладению чувствами и готовности к видению Я (атмы); (2) высшей форме удовлетворенности; (3) достижению предельной чистоты и высших способностей тела и чувств; (4) связи с мудрыми и добрыми, с адептами и божествами; (5) власти созерцания (самадхи).