Классический труд "Йога-сутра" был написан мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. Он обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, собрал изречения и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством. "Йога-сутра" состоит из 194 афоризмов, которые раскрывают смысл йоги, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего йогу. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали. Здесь представлено 7 разных переводов сутры с санскрита.
(М.: «Наука», ГРВЛ, 1992. Памятники письменности Востока, CIX)
Ом, поклонение Ганеше!
Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму,владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении.
Глава первая
О сосредоточении
-
Итак, наставление йоге.
-
Йога есть прекращение деятельности сознания.
-
Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
-
В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].
-
Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.
-
Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
-
Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
-
Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
-
[Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.
-
Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие
[познавательных содержаний]. -
Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
-
Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.
-
Из них практика есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.
-
Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.
-
Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.
-
Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
-
[Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
-
Другое [сосредоточение, при котором]остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].
-
[Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
-
У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
-
У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] - в непосредственной близости.
-
Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или
интенсивности [устремлений]. -
Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.
-
Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".
-
Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
-
[Он] Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
-
Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.
-
[Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
-
Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
-
Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.
-
Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным состояниям сознания].
-
В целях их устранения - практика с одной сущностью.
-
Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
-
Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
-
Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.
-
Либо беспечальная и лучезарная...
-
Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.
-
Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
-
Или благодаря созерцанию того, что приятно.
-
Его могущество [распространяется на все] - от атома до величайших [объектов].
-
Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
-
Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
-
Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
-
Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.
-
Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].
-
Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.
-
При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
-
Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".
-
[Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.
-
Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
-
При устранении и этого [формирующего фактора наступает]сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
{mospagebreak}
Глава вторая
О способах осуществления [йоги]
-
Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
-
[Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
-
Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
-
Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в
дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях]. -
Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
-
Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей - [чистого] видения и инструмента видения.
-
Влечение неразрывно связано с наслаждением.
-
Враждебность неразрывно связана со страданием.
-
Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
-
Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
-
Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
-
Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
-
При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
-
Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим] результатом наслаждение [или] страдание.
-
Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
-
Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
-
Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.
-
Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути - "[великие] элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
-
Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.
-
Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.
-
Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
-
Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других - в силу свойства быть общим.
-
Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть] способность быть собственностью и способность быть господином.
-
Его причина - неведение.
-
Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего.
-
Средство избавления - неколебимое различающее постижение.
-
Его мудрость предельного уровня - семи видов.
-
При устранении нечистоты вследствие применения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения.
-
Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.
-
Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
-
[Они] не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий обет".
-
Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
-
Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности.
-
Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности.
-
При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.
-
При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него].
-
При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].
-
При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
-
При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
-
Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
-
Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
-
Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья.
-
Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела и органов чувств.
-
В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.
-
Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.
-
Асана есть неподвижная и удобная [поза].
-
При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
-
Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
-
При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
-
[Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
-
Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
-
Благодаря ей разрушается препятствие для света.
-
И пригодность манаса к концентрации.
-
При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.
-
Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
{mospagebreak}
Глава третья
О совершенных способаностях
-
Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.
-
Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте].Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
-
Три вместе - санъяма.
-
Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.
-
Ее применение [осуществляется] постадийно.
-
Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.
-
И они же - внешние [средства сосредоточения], "лишенного семени".
-
Изменение [сознания настадии] остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное, как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном состоянии.
-
Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.
-
Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности сознания и возникновение его однонаправленности.
-
И, наконец, изменение однонаправленности сознания - [это] тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.
-
Тем самым объяснены изменения качественной определенности, отличных признаков и условий [существования] элементов и органов чувств.
-
Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная определенность.
-
Различие последовательности есть основание для различия [стадий] изменения.
-
Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание прошлого и будущего.
-
Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения [происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия [возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.
-
Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает] знание прошлых перерождений.
-
[Благодаря непосредственному восприятию] содержания познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.
-
Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может выступать объектом его [познания].
-
Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов между органом зрения и светом [возникает] невидимость.
-
Карма [может иметь] непосредственный результат и результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей кончине.
-
[Благодаря санъяме] на дружелюбии и других [чувствах возникают] силы [дружелюбия и прочих чувств].
-
[Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и прочие [силы].
-
Благодаря направленности света деятельности [манаса возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов].
-
Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.
-
[Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения звезд.
-
[Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их движения.
-
[Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание строения тела. 30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда.
-
[Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается] неподвижность.
-
[Благодаря санъяме] на свете в голове [возникает] видение сиддхов.
-
А благодаря интуитивному озарению [наступает] все [ведение].
-
[При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания.
-
Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся [друг с другом], поскольку [саттва определяется] свойством быть объектом для другого. Благодаря санъяме [на том, что существует] для собственной цели, [возникает] знание Пуруши.
-
Из него возникает [интуитивное] провидение [и паранормальные способности] слуха, осязания, вкуса и обоняния.
-
Они являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении и [магическими] "совершенствами" при пробужденном [состоянии сознания].
-
Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело.
-
Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие] препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также [появляется способность] восхождения [на небо после смерти].
-
Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей [возникает] божественное слышание.
-
Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или вследствие сосредоточения [сознания] на легкости, [как у ваты, возникает способность] передвижения в акаше.
-
Реальная деятельность [сознания] вне [тела называется] Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.
-
Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком, на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе "[великих] элементов".
-
Как следствие этого - появление [способности] уменьшаться до размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие противодействия со стороны свойств ["великих элементов"].
-
Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твердость алмаза.
-
Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной сущности, самости, присущности и целеполагания [у йогина вырабатывается] подчинение органов чувств.
-
А отсюда - быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и господство над первопричиной.
-
Способность абсолютного господства над всеми формами существования и способность всеведения [возникает] только у того, кто обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.
-
Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой [способности], когда разрушены семена [всех] дефектов, [возникает] абсолютное разъединение.
-
В случае приглашения от [существ], находящихся на [более высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.
-
Благодаря санъяме на моментах и их последовательности [возникает] знание, порожденное различием.
-
Благодаря ему [достигается истинное] знание двух тождественных [объектов], когда нельзя установить их различие относительно родовой характеристики, свойств и положения в пространстве.
-
Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, - таково знание, порожденное различием.
-
При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное обособление.
{mospagebreak}
Глава четвертая
Об абсолютном освобождении
-
Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма [и] йогическому сосредоточению.
-
[Их] трансформация в другую форму существования [происходит] в результате восполнения первопричины.
-
Инструментальная причина не является побудителем производящих причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца [при орошении полей].
-
Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.
-
При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание, которое направляет [действие] многих, одно.
-
Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.
-
Карма йогина не белая, не черная; у других [же] - трех видов.
-
Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей [кармы].
-
[Бессознательные впечатления], даже разделенные формой рождения, пространством и временем, [находятся] в неразрывной связи вследствие однородности памяти и формирующих факторов.
-
И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.
-
Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых эти [бессознательные впечатления также] отсутствуют.
-
Поскольку качественные определенности различаются по времени, прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.
-
Они суть проявленные или "тонкие" и наделены природой гун.
-
Самотождественность объекта [обусловлена] единообразием изменений.
-
При самотождественности объекта [содержание воспринимающих его] сознаний различны; поэтому обе эти [реальности] относятся к разным сферам.
-
Кроме того, объект не зависит от единичного сознания, [ибо, если] он [почему-либо] не может быть познан, то чем же в этом случае он будет.
-
Объект познан или не познан в зависимости от того, воздействует ли он на сознание [или не воздействует].
-
Содержания деятельности сознания всегда известны их господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.
-
Оно не освещает самое себя по причине свойства быть объектом восприятия.
-
Кроме того, обе они не [могут быть] познаны в одно и то же время.
-
При [допущении, что одно содержание сознания воспринимается] другим содержанием сознания, [возникает дурная] бесконечность понимания понимания и смешение памяти.
-
Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам], познает свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.
-
Сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается,[становится] всеобъектным.
-
Это [сознание], хотя и расцвеченное бесчисленными впечатлениями, [существует] для Другого, поскольку оно выполняет соединяющую функцию.
-
У видящего различие прекращаются [все] размышления о собственном существовании.
-
Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к абсолютному обособлению.
-
В нем иногда [проявляются] другие содержания, [порожденные] формирующими факторами.
-
Избавление от них подобно [избавлению] от аффектов.
-
У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие различения всегда [возникает] йогическое сосредоточение, [именуемое] "Облако дхармы".
-
Благодаря ему исчезают аффекты и карма.
-
И тогда, при беспредельности знания, освобожденного от всех загрязняющих его препятствий, немногое [остается] из того, что должно быть познано.
-
В результате этого завершается последовательное изменение гун, осуществивших свою цель.
-
Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения, есть противоположность мгновения.
-
Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывающая в самой себе.