1. Йога - в широком смысле - религиозно-политическое учение, считающее главным слияние индивидуальной души с божеством с помощью системы упражнений, ведущих к состоянию духовной гармонии и блаженства.
2. Йога - в узком смысле - учение о методах владения психическими и физическими функциями человека с целью достижения высших духовных состояний посредством физических упражнений и медитации.
ЙОГА (joga - связь, единение, метод, усилие)
1) в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана); в узком смысле - одна из шести экзотерических даршан древнеиндийской философии. Истоки йоги очень древние. Уже в Ведах содержится идея о достижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление, сосредоточение). Упанишады и "Махабхарата" говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты "Голос Безмолвия" и "Свет на Пути", обнародованные в свое время Блаватской, описывают ступени йогических достижений.
Основателем классической йоги считается индийский философ Патанджали, автор "Йога-Сутр" (русский перевод, 1911). Философия йоги опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригинальным достоянием йоги является практический путь к освобождению посредством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей. Смысл освобождения - в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из круга рождений и смертей (сансары); слияние Атмана с Брахманом представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Йога разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания "Я" и достижения самадхи, последней ступени восьмеричного пути освобождения (Благородный Восьмистадийный Путь).
Ступени совершенствования в йоге, изложенной Патанджали, следующие; "яма" - обуздание, воздержание; "нияма" - этическая культура; "асана" - дисциплина тела; "пранаяма" - регулирование дыхания; "пратьяхара" - изоляция чувств; "дхарана" - внимание; "дхьяна" - размышление; "самадхи" - сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четыре вида йоги: Джнана-йога (йога размышления, путь познания); Карма-йога (йога действия, путь активного и бескорыстного служения общему благу); Бхакти-йога (йога любви, безраздельной преданности Высшему Существу); Раджа-йога (йога царственная, путь самопознания, ведущий к достижению "великого самоуглубления" - махасамадхи). "Бхагавад Гита" излагает эти йоги. Хатха-йога же принадлежит к философской системе йоги. Она лишь регулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа.
В настоящее время онтология, гносеология и методология йоги развиты в трудах Свами Вивекананды, в "Интегральной йоге" Шри Ауробиндо Гхоша, Учении Агни йоги. По сути, йога как "связь" есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение йоги и религии позволяет видеть глубокое духовное единство йоги с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).
2) Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога). Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего, объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. Единение с Божественным есть конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), единение с подлинным Я (атма-йога). Термин "йога" означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; "раджа" - "владыка"); путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д.
Согласно Э.Вуду - в прошлом профессору физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектору Мадрасского Университета, автору всемирно известного "Словаря Йоги" (он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери) - "сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека способна одержать победу над его низменной эмоциональной и физической сущностью. Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытается использовать свои психические способности для физического укрепления организма. Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы - незрелое и опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т.п. В таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров мстит за себя, вслед за перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания, депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчивается экзальтированностью и "надломом". [...] Опыт показывает, что одни и те же психические упражнения, завершающиеся для человека восточного (например, индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут оказаться буквально губительны. Причиной тому различие врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их историческим развитием; организм европейца во многих случаях попросту отказывается переносить такие упражнения, - например, приемы "таттвы" или глубокие дыхательные упражнения. [...] Индийцы тысячи лет жили в определенном климате и определенных условиях, во многих отношениях прямо противоположных нашим. Они выработали определенный тип мышления, по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздействующий на определенные типы индивидов. Поэтому для нас бесполезно пытаться идти их путем, хотя и ведущим их к вершинам оккультных знаний, но для народов Запада столь же мало приемлемым, как овсяная диета - для льва".
По мысли Вуда, практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться: 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.
ЙОГА (санскр. — "сопряжение"), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии начиная с первых шагов индийской цивилизации; 2) конкретную философскую традицию, "надстраивающуюся" над системой психотехники и теснейшим образом связанную с основополагающими принципами философии санкхьи.
Первый период истории йоги в более узком смысле (5 в. до н.э. — 1 в. н.э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды — Арада Калама (на пали — Алара Калама), был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее практикования: предварительный нравственно-аскетический тренинг и достижение "продвинутых состояний сознания". Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, "средних" Упанишад и дидактических текстов Махабхараты, развивается в череде учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует "практической" части, согласованной с "теоретическими" калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где настойчиво проводится мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, свидетельствует о начале обособления последней.
В 1-4 вв. можно констатировать "выходы" в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (прежде всего модусов взаимодействия духовного начала и менталитета-читты), так и общефилософских тем.
Примерно в 4 в. был создан базовый текст йоги — Йога-сутры, приписываемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, обращенными частично и против идеалистической системы буддийской йоги — йогачары.
О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского периода, когда Вьяса (6 в.) cоставляет нормативное толкование к сутрам Йогасутра-бхашью, энциклопедист Вачаспати Мишра (9 в.) комментирует толкование Вьясы в своей Таттвавайшаради (Искусность в овладении истиной), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам Раджамартанда (Царское солнце), также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджнянабхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы Йога-варттика и отдельное "резюме" учения йоги — компендиум Йогасанграху (Квинтэссенция йоги), отражающие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.
Среди основных отличий философского наследия йоги от санкхьи следует выделить в первую очередь: 1) введение концепции менталитета-читты, в известном смысле объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов "внутреннего инструментария" (антахкарана) — интеллекта-буддхи, эготизма-аханкары и ума-манаса; этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (читта-бхуми); 2) иную типологизацию состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, "корневые" аффекты, определяющие сансарное существование индивида (клеши); 3) признание божества — Ишвары, который, правда, является лишь "первым среди равных" духовных субъектов-пуруш, отличным от остальных неподверженностью кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем "семени всеведения".
Среди тем философствования йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) "реалистическая" (в средневековом смысле) концепция восприятия как складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических характеристик; 2) типологизация причинности — различаются причины возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, "презентации" объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.