Алфавитный указатель:

Шри Ауробиндо (род. в 1872 году) - индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского национального движения. В свои молодые годы сочетал усиленные занятия иогой с революционной борьбой за освобождение Индии от колониальной зависимости. Получивший юридическое образование в Кембриджском колледже, Ауробиндо применил к различным системам йоги аналитические методы западной философии и создал учение, которое впоследствии было названо Интегральной Йогой. Шри Ауробиндо не просто создал эзотерическое учение (знание, умозрение), но и реализовал его в собственной жизни. Он перестроил не только свой ум и сознание, но и все существо. Используя технику йоги и собственные психотехнические находки, Шри Ауробиндо, с одной стороны, элиминирует (уничтожает в себе) те реальности, которые не отвечают его учению (ненужные желания, эгоистические устремления, мешающие представления), с другой - ценностно и чувственно-натурально культивирует, развивает, укрепляет те "высшие реальности", которые отвечают учению. Пытаясь связно обьяснить и классифицировать пережитые им во время медитативных практик духовные озарения он изложил свое учение наукообразным языком в многотомных, многостраничных трудах, содержащих сложные метафизические построения.

 

Раздел 3. СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

ЧЕЛОВЕК — ИНСТРУМЕНТ ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХА

Человек в его реальной натуре — как бы сейчас не была затемнена эта правда для нашего теперешнего понимания и самосознания — есть дух, использующий ум, жизнь и тело для индивидуального и общественного переживания и самопроявления во Вселенной. Этот дух есть бесконечное существование, ограничивающее себя в видимом существе для личного опыта. Это безграничное сознание, которое обозначает себя в конечных формах для проявления разносторонней силы и разнообразного познания. Это безмерный восторг, расширяющий и сокращающий себя и свои силы, скрывающий и обнаруживающий себя, формулирующий много выражений своей радости существования, вплоть до видимого затмения и отрицания своей собственной природы.

Из «Синтеза Йоги»

Сознающая сила нисходит в материю, и потому она ищет постоянные инструменты, чтобы выразить и проявить себя.

Сверх-разум, ум, жизнь, тело — это четыре инструмента, которые Дух использует для своего проявления в природе. Сверх-разум есть спиритуальное сознание, действующее на самоосвещенное знание. Ум есть действие некоторых сил, но ограниченных и только очень косвенно и частично освещенных... Жизнь есть энергия духа, подчиненная действию ума и тела, которая являет себя через умственное и физическое и действует как связь между ними... Материя или само тело есть ограниченная форма субстанции духа, в которой жизнь, ум и дух вовлечены, самоспрятаны, самозабыты путем поглощения в их собственном внешнем действии, но дух готов появиться из них путем самопринудительной и неизбежной эволюции.

Из «Синтеза Йоги»

Две вещи должны быть рассмотрены: сознание и инструменты, через которые сознание проявляется. Инструменты — это умственное существо, которое вырабатывает мысли, эмоциональное существо, которое поставляет силу действия, физическое существо, которое действует.

Тело есть наружный инструмент, а ум, включая виталический, есть внутренний инструмент.

Прежде всего вы должны воспитать ваше сознание, осознать себя, организовать ваше сознание согласно вашим идеалам, но в то же время не пренебрегать инструментами, которые в вашем теле. Само собой разумеется, что чем более инструмент открыт, восприимчивость и пластичность более развиты, тем лучше результаты.

 

СОЗНАНИЕ — ВЫСШАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — ВОПЛОЩЕНИЕ ВСЕВЫШНЕГО СОЗНАНИЯ

Сознание в работе не прекращаемо, не как последовательность того, что было сделано до, а как результат того, что оно постигает в каждый момент. Это сознание видит постоянно, что должно быть ocyществлено.

Всевышнее Сознание следует своему собственному движению, и если индивидуальное сознание остается необъединенным с ним, не идет за ним, или медлит на пути, это создает разъединение. В то время, как Всевышнее Сознание следует определенному направлению, индивидуальное сознание изменяет курс, идет в другом направлении; и именно это разъединение есть причина всякого страдания. Все страдания во Вселенной являются результатом отделения индивидуального сознания, которое остается неотождествленным с источником — со Всевышним сознанием, своим индивидуальным началом.

 

ЧЕЛОВЕК НЕСЕТ В СЕБЕ ДОЛЮ ВСЕВЫШНЕГО СОЗНАНИЯ, ЗАВУАЛИРОВАННУЮ В НЕСКОЛЬКО ПОКРОВОВ. ДВЕ ЗОНЫ СОЗНАНИЯ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ

Сейчас в распоряжении человека находится только внешняя зона сознания — та, о которой мы обычно осведомлены. Это пробужденное активное сознание. Внешнее сознание имеет поверхностное, физическое, виталическое и умственное проявления, согласно виду инструментов, которыми оно пользуется. Но за поверхностным проявлением сознания в человеке существует намного более великое, глубокое и сильное внутреннее сознание, которое находится в постоянном контакте со вселенскими планами Ума, Жизни и Материи.

Вы выброшены наружу все время, все время вы живете в таком поверхностном ощущении, как будто вы находитесь снаружи самого себя. Момент, когда вы хотите наблюдать себя чуть-чуть, контролирровать себя немного, просто знать, что происходит, обязывает вас уда лить, утащить внутрь что-то, что постоянно на поверхности. Это и есть внешнее поверхностное сознание, которое получает все внешние кон такты, которое помещает вас в контакт с подобными вибрациями, иду щими от других, И это происходит почти вне вас.

Внешнее сознание закрыто в телесном ограничении и в небольшом кусочке персонального ума и органов чувств, зависящих от тела. Оно видит только внешние объекты. Но внутреннее сознание может видеть за объектами, оно осознает игру сил, персональных или вселенских, поскольку оно находится в сознающем соприкосновении со вселенским действием.

 

ТРИ РЕГИОНА ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ

Шри Ауробиндо дифференцировал во внутреннем сознании три региона или области. Одна — подсознание — лежит ниже, чем наше пробудившееся сознание, другая — засознание — расположена на уровне с нашим пробудившимся сознанием, но за его порогом, и еще одна область — сверх-сознание, находящееся выше, над нормальным сознанием.

Три формы сознания — это три стороны натуры, представленные тремя гунами — сила подсознательного Тамаса, Инерции, которая, есть закон Материи; сила подсознательного желания Кинесис, Раджас, которая есть закон Жизни; сила саттвической Пракаши, которая есть закон Ума.

Подсознание есть невыраженное, нерасчлененное, невнятное сознание, которое работает ниже всех сознаваемых физических деятельностей. Оно удерживает следы ото всего нашего прошлого опыта не как восприятие, реакцию, воспоминание, мысль, не как текучую субстанцию этого, а как впечатление, одновременно неясное и упорное.

В нашей Йоге мы подразумеваем под подсознанием ту совершенно затопленную часть нашего существа, в которой нет пробуждающегося осознания и связной мысли, воли и чувствования, или организованной реакции, но которая все же получает неясные впечатления обо всем и собирает их в себе, и оттуда все стимулы, все виды настоятельных привычных движений, незрело повторяющиеся или измененные в странные формы, могут подняться во сне или прорваться в бодрствующую натуру. Но это подсознание должно быть точно отделено от засознательных мыслей нашего существа, таких, как внутреннее или тонкое физическое сознание, внутреннее виталическое или внутреннее умственное.

Засознание — сублимальное сознание — вмещает за наружным умом внутренний ум, более глубокий, обширный и эффективный, за поверхностным виталическим — внутреннее виталическое, более вместительное и сильное, за внешним физическим существом — тонкое физическое сознание, более открытое, пластичное и свободное. Выше нормального уровня засознание открывает себя в области сверхсознания, также оно открывается вниз в области подсознания.

Сверхсознание содержит определенные области ума, которые обычный человек не осознает нормально, источники более высокой интуиции и вдохновений, затем Сверх-разум и финального, что над и за этим — планы СатЧитАнанды.

 

СОЗНАНИЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ СИЛУ ОТДЕЛЯТЬСЯ ОТ РАБОТЫ СВОИХ ИНСТРУМЕНТОВ

Сознание по своей натуре не отделено от умственной и другой деятельности. Но оно может быть отделено, оно может быть развито. В человеческом существе сознание, как правило, всегда завернуто, но оно развило силу отделения себя — вещь, которая низшим формам недоступна. Поскольку сознание развивается, эта сила отделения также развивается.

Конечно, ум и внутреннее существо суть — сознание. Для людей, которые не проникли глубоко в себя, ум, сознание — синонимы; только когда человек начинает более сознавать себя путем роста сознания, тогда можно видеть различные степени, виды, силы сознания: умственного, виталического, физического, душевного, спиритуального.

Ум есть видоизмененное сознание, которое выдвигает вперед умственную энергию. Но как Всевышнее может стоять сзади от своей энергии и наблюдать ее в работе — это может быть свидетель Пуруша наблюдающий работу Пракрита — так и ум может делать это. Человек может стоять сзади в своем уме-сознании и наблюдать умственную энергию, делающую, думающую, планирующую. Все самонаблюдения основаны на факте, что человек может разделить себя в сознании на то, что наблюдает, и энергию, что действует. Это совершенно элементарная вещь, вероятно, известная каждому. Любой, кто наблюдает собственные мысли, чувства, действия, уже начал делать это. В Йоге мы делаем это разделение полным.

 

ЧЕЛОВЕК — ДВОЙНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СУЩЕСТВО

Две зоны сознания делают человека как бы двойной конструкцией. Часть нашей натуры, которую мы нормально осознаем, есть наша внешняя персональность — состоящая из тела, поверхностного вита-лического и поверхностного наружного умственного. Внутреннее скрытое сознание, которое влияет на вас и руководит вами без вашего знания этого, иногда рассматривают как наше внутреннее или истинное существо.

Внутренние части во всех остаются грубыми или возвышаются согласно тому, куда они обращены — к внешним силам Неведения или к высшим силам сверху и ко внутреннему побуждению души. Все силы могут играть там, во внутренних частях. Только внешнее существо закреплено в определенном характере, определенных тенденциях, определенном направлении.

Истинное внутреннее существо — истинное умственное, истинное — виталическое, истинное физическое — исполняют каждое свою роль на своем плане и отвечают центральному существу — Джи-ватме, но в целом натура, и особенно внешняя натура, не служат ему — ни обычная умственная, ни виталическая, ни физическая персона л ьности.

-   Что такое двойная сущность или двойная натура? Есть ли это нацеленность на высокое и низкое одновременно?

Все люди имеют двойную натуру, за исключением тех, кто рожден асурами, и далее они имеют душевное существо, спрятанное где-то в достоинствах их скрытой человечности. Но двойное существо или двойная натура в разговорном смысле относится к тем, кто имеет две остро контрастные части в своем существе без связывающего контроля над ними. Иногда они целиком отданы высшему, и тогда в них все в порядке: иногда же в них все для бездны, и тогда они совсем не заботятся о высшем и даже насмехаются или бранятся над ним и полностью отпускают поводья у низшего человека. Или они заменяют высшее дымящимся в бездне вулканом.

- Это внутреннее существо — то же самое, что душевное существо?

Нет. Внутреннее существо составляется из внутреннего умственного, внутреннего вита лического, внутреннего физического. Душевное существо — самое сокровенное — лежит глубоко внутри и поддерживает все остальные.

Поверхность вся из радостных криков и шумных восторгов, протестов. Но во всех людях есть этот молчаливый Пуруша, основа истинного умственного существа, истинного виталического существа, истинного физического существа.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТЕЛА ИЛИ СУЩЕСТВА

Человек, принадлежа нескольким планам Вселенной, имеет в себе несколько тел, которые еще называют оболочками или существами. Можно выделить ряд тел, которые в человеке соприкасаются между собой через ряд промежуточных зон.

Оболочки — просто термин для тел, потому что каждая накладывается одна на другую, действуют как покрытие и могут быть сброшены. Так, само физическое тело называют пищевой оболочкой, а ее сбрасывание есть то, что называют смертью.

Внутренние тела имеют форму, но не находятся в трех измерениях, они в других измерениях, иных, чем третье измерение наружного сознания.

Вы можете различить различные оболочки только посредством интуиции или через переживание, и тогда вы установите прямое знание этих оболочек.

ОСНОВАНИЕ ВСЕХ ТЕЛ — ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО

Слово «душа» в том смысле, в котором оно обычно понимается, не имеет определенного значения. Оно применяется ко всему не-физическому или над-физическому. На языке нашей Йоги оно всегда относится ко внутренней душе. Также слово «душевный» может быть сказано о переживаниях, принадлежащих душе, как противоположности умственному, виталическому и физическим планам.

Всевышнее всегда во внутреннем человеческом сердце и не оставляет его.

Мы даем краткое наименование «душа» душевному центру нашего существа, месторасположению высшей правды нашего существования, тому, который может знать и проявить Правду Всевышнего... Это душевное существо, воплощенное Всевышнее, глубоко внутри нас.

Человек в настоящем есть частично самосознающая душа, подчиненная и ограниченная умом, жизнью и телом, которая должна стать полностью самоосознающей душой, хозяином своего ума, жизни и тела, не ограниченной их требованиями. Совершенная, самоосознающая душа должна распоряжаться и быть свободным владельцем своих инструментов. Это усилие человека стать хозяином своего собственного существа было смыслом его прошлых спиритуальных, интеллектуальных и моральных стараний.

Из «Синтеза Йоги»

Выражение «искра Божья в человеке» не означает, что она в теле, она — внутри сознания, в другом измерении, и есть такие люди, которые имеют контакт с ней, и другие, которые не имеют контакта.

Душевное существо чаще всего не внутри нас. Очень мало людей, которые носят свое душевное существо внутри себя, поскольку место обитания еще не подготовлено.

Фразу «Душевное существо не внутри нас» не нужно понимать в смысле трех измерений. Когда я говорю, что у некоторых людей душевное существо не внутри, я не хочу сказать, что оно не в центре их существа, но что их внешнее сознание так мало и ограниченно, так темно, что оно не в состоянии сохранить связь, не просто сознавая, а тесно соприкасаясь с душевным существом, которое выливается через край, не вмещается внутри обычного сознания и в этом смысле находится вне его. Оно в такой степени выше и глубже внешнего сознания, что нет связи между ними.

ВСЕ СУЩЕСТВА В ЧЕЛОВЕКЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ

Ум, жизнь и тело — три силы нашей низшей натуры. Но они не могут быть взяты отдельно, потому что жизнь действует как связующее звено и дает свой характер телу и, в огромной степени, нашему интеллекту. Наше тело есть живущее тело. Жизненная сила смешивается с ним и устанавливает все его функции. Наш ум есть также главным образом ум жизни, ум физических ощущений. Только в своих высших функциях он нормально способен к чему-то большему, чем работа физического интеллекта, подчиненного жизни. Можно расположить это в таком восходящем порядке. Сначала — тело, поддержанное физической жизненной силой, физической праной, которая течет через всю нервную систему и придает свой отпечаток нашим телесным действиям так, что все имеет характер действия живущего, а не инертного механического тела. Ирана — жизненная сила и физическое образуют грубое тело стхула шарира. Она только внешний инструмент, нервная сила жизни, действующая в форме тела с его грубыми физическими органами. Затем — внутренний инструмент Антахкарана, сознающая умственность или разные уровни проявления ума.

Из «Синтеза Йоги»

ФИЗИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

Пуруша — не есть тело, тело — это нечто отдельное, часть существа, но часть Пракрита, не подлинного «Я» или Пуруши.

В каждой части существа Всевышнее проявляет Себя различно. В высших частях Оно проявляется как Сила и Любовь, а в физическом — как Гармония и Красота. Следовательно, проблема физической красоты есть духовная проблема.

Под сгущенным физическим подразумевается земное и телесное, переживаемое наружным чувственным умом и органами чувств. Но это не вся материя. Есть также тонкое физическое с более тонким сознанием в нем, которое может, например, уйти на расстояние от тела и все же чувствовать и осознавать объекты не просто умственным или виталическим путем.

За физическим идет материальное виталическое. Наиболее материальное виталическое то, которое контролирует, следует как раз за физическим.

Физико-виталическое есть существо мелких желаний, алчности и похоти. Виталически-физическое есть нервное существо. Оба они тесно взаимосвязаны.

Физические нервы — часть материального тела, но они распространяются в тонкое тело и связь между этими двумя существами там. Это то, что называется нервный конверт или нервная оболочка, окружающая тело.

НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ — ЧАКРЫ

В физическом теле находятся центры сосредоточения энергий, действующих в человеке. В современной анатомии эти центры называются ганглии, плексусы. В древнеиндийских текстах — Тантрах, их называют чакрами, падмами или лотосами, так как они составляются из лепестков. Эти «лепестки» — различные нервы, входящие или выходящие из центра. Сами центры — это сгустки, сложное сплетение нервных клеток и волокон. Они расположены в спинном мозге, симпатической и парасимпатической нервных системах. Чакры, находясь в физическом теле, распространяются в тонкое физическое тело. Они становятся активными в курсе Йоги и соединяют бодрствующее сознание с более тонким, глубоким и высоким состоянием сознания. Чакры осуществляют связь внешнего и внутреннего существа.

Тантра «Шива Самхита» называет шесть чакр. Альфасса выделила двенадцать центров. Наиболее важны следующие семь чакр — снизу вверх:

Муладхара — крестцовый центр в анусе, в самом нижнем конце спинного мозга;

Свадхистхана — предстательный центр около половых органов и простаты;

Манипура — надчревный центр в пупке;

Анахата — сердечный центр в солнечном сплетении;

Висудха — гортанный или горловой центр на уровне основании

шеи;

Аджна — каверновый центр между бровей; Сахасрара — верхний нервный центр в темени головы.

КУНДАЛИНИ

Кундалини есть скрытая сила, спящая в чакрах.

Символ — змея с шестью капюшонами — это Кундалини Шак-ти, святая сила, спящая в нижнем физическом центре, которая про буждается в Йоге, восходит в свете через открывающиеся чакры, чтобы встретить Всевышнее в высшем центре и таким образом соединить проявленное и непроявленное, объединить Дух и Материю.

Энергия, заключенная в Кундалини — Материнская.

ВИТАЛИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО

Виталическое тело есть живущая натура, сотканная из всего, что играет инстинктами обладания.

Виталическое есть существо страстей и желаний. Все волнения, депрессии, страхи, отвращения, ярость, все идет из виталического.

- Наше виталическое образовано только из самолюбивых чувств и желаний?

Энергия, сила, энтузиазм, артистический вкус, храбрость, натиск — тоже там. Это центр динамизма, активной энергии в существе. В виталическом находится чувство красоты и гармонии.

Если мы знаем, как использовать его правильным образом, виталическое, обращенное и посвященное Всевышнему, становится смелым и неустрашимым, энергичным инструментом, который может победить все препятствия.

Виталическое существо в нас есть местонахождение импульсов и желаний, энтузиазма и силы, динамической энергии и отчаянной депрессии, страстей и отвращения. Оно может привести в действие все, построить и осуществить все, оно может разрушить и испортить все. Это часть в человеческом существе, которая кажется наиболее трудно поддающейся обучению.

Чтобы виталическое тело имело собственную форму, аналогичную нашему физическому телу, оно должно стать очень сильно индивидуализированным, очень сильно централизованным, организованным вокруг душевного центра.

УМСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО

На языке этой Йоги слово «ум» и «умственный» используется, чтобы дополнительно обозначить ту специфическую часть натуры, которая занята пониманием и познанием. Ум действует, перерабатывая образы и идеи; продукт его действия — мысли. Он имеет различные способности: понятливость, память, волю, воображение, способность рассуждать или рассудок.

Умственное существо, как и душа, лишь едва внутри нас, но если вы думаете о чем-то, часть вашего ума немедленно приходит к вам.

Ум такая тонкая субстанция, что достаточно подумать о человеке для того, чтобы уже быть с ним, по крайней мере частично, умственно. Если вы думаете сильно о каком-то месте, часть вашего ума располагается там.

Ум — странник, он двигается вокруг, уходит и приходит, входит и выходит. Очень немногие люди организовали свой ум настолько, чтобы хранить его внутри себя, компактно, так, чтобы он не блуждал.

Обладание умом, централизованным вокруг тела, требует хорошей тренировки. Мало людей имеют ум хорошо определенной формы. Обычно форма подобна волнообразной, волнующейся, колеблющейся облачной массе, которая приходит и удаляется. Ум должен быть полностью индивидуализированным, централизованным, организованным вокруг душевного человеческого центра для того, чтобы иметь определенную форму.

Мы находимся в океане сил, вибраций и движений. Все входит в нас и проходит через нас. Мы имеем, следовательно, некую умственную силу, временно остановившуюся в нас, которая может быть использована в качестве формирующей или творческой силы нашего ума... Но наша «собственная» идея есть нечто, вовсе не существующее...

Подлинная роль ума есть роль формодателя в аспекте действия. Он должен давать форму действию, чтобы реализовать эту форму, изменить в мотив действия и двигать ее в воплощение. Ум организует идею таким образом, что она может быть реализована в действие... Виталическое предназначается для того, чтобы ввести реализующую силу, энтузиазм, необходимую энергию в работу так, чтобы сформированная мысль могла быть передана телу и осуществлена в действии.

- Если душа может служить для более глубокого знания, тогда какова роль ума, как посредника знания?

Ум не есть инструмент знания, но он может использовать знание для того, чтобы организовать действие. Формирование, организация действия и есть его истинная роль. Это ум приводит в порядок различные элементы вдохновения. Если бы он ограничивал себя единственно этой ролью, получая вдохновение сверху или из мистического центра в душе, просто формулируя план действий в их широких очертаниях или в мелких деталях, он полностью бы выполнил свою функцию... Ум имеет все же и другое использование. Когда вы находитесь в контакте с вашим умом, с разумным центром интеллекта, тогда чистый ум осуществляет полный контроль над всеми виталическими импульсами. Все, что приходит из виталического плана, может с помощью ума быть использовано в дисциплинированном и организованном действии. Только ум должен служить более высокому идеалу, или Всевышнему Сознанию, а не быть удовлетворенным самим собой. Итак, есть две функции ума: он сила и инструмент контроля, он сила для организации.

- Почему мы забываем?

Память — это умственный инструмент и зависит от строения мозга. Ваш мозг постоянно растет до тех пор, пока он не начинает вырождаться, но все же его рост может продолжаться очень длительное время, более долгое, чем рост тела. И в этом росте неизбежно некоторые вещи будут занимать место других. Но за умственной памятью, которая есть нечто дефектное, стоит состояние сознания. Если ваше сознание остается прозрачным, широким и сильным, вы сможете в любой момент путем сосредоточенности призвать в активное сознание то, что вы делали, думали, видели, наблюдали в любое время до этого.

 

ДРЕВНЕИНДИЙСКОЕ ДЕЛЕНИЕ УМА НА СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ

Внутренний инструмент Антахкарана разделен старыми философскими системами на четыре силы: Читта, или базовое, умственное сознание, Манас> или чувственный ум, Буддхи, или думающий ум, рассудок и аханкара, или представление «Я», Эго.

ЧИТТА — БАЗОВОЕ СОЗНАНИЕ

Читта, базовое сознание, большей частью подсознательное, имеет явно или скрыто два вида действия. Одно — пассивное или воспринимающее, другое—активное или реагирующее, возвратное и созидающее. Как пассивная сила, Читта получает все импульсы, даже те, которые ум не осознает или к которым он не внимателен, и она сохраняет их в необъятном резерве пассивной подсознательной памяти, из которой ум, как активная память, может черпать. Обычный ум заимствует только то, что он наблюдал и понял во времени — более легко то, что он наблюдал тщательно и хорошо понял, менее легко то, что он наблюдал беззаботно и понял плохо. В тоже самое время в сознании есть сила послать в активный ум для использования то, что ум совсем не наблюдал, то, что было выполнено ранее или уже пережитое сознательно. Только эта сила действует внимательно в анормальных условиях, когда некоторая часть подсознательной Читты выходит на поверхность или Когда засознательное существо в нас появляется на пороге и какое-то время играет свою роль во внешних палатах умственности, где имеет место прямая связь и общение с внешним миром. Тоща наше внутреннее соотношение с самим собой развивается на поверхности.

Это действие памяти настолько фундаментально для всей умственной активности, что иногда говорят: память есть человек. Даже в под-умственном действии тела и жизни, которые полны этой подсознательной Читты, хотя и не находятся под контролем сознающего ума, есть виталическая и физическая память. Виталические и физические привычки главным образом сформированы этой под-умственной памятью. Вся конституция нашей жизни и тела может быть описана как связка привычек, образованных прошлой эволюцией в Натуре и удерживаемых вместе настоятельной памятью этого скрытого сознания, поскольку Читта, первичный материал сознания, так же, как Ирана и тело, универсальна, но подсознательна и механистична в натуре Материи.

Фактически, все действия ума, или внутреннего существа (инструмента), поднимаются из этой Читты, или базового сознания, частично сознательной, частично подсознательной и частично засозна-тельной для нашей действующей умственности. Когда она получает толчок из наружного мира или понуждается рефлекторной силой субъективного внутреннего существа, она вырабатывает определенные привычные действия, шаблон которых был определен нашей эволюцией. Одна из этих форм действия есть эмоциональный ум — сердце, как мы можем назвать это ради удобной краткости.

Наши эмоции суть волны реакций и ответов, Читтавритти, которые поднимаются из базового сознания. Их действия регулируются главным образом привычкой и эмоциональной памятью. Эмоции не повелительны, это не закон необходимости: действительно, нет обязывающего закона нашего эмоционального существа, которому мы должны безысходно подчиняться. Мы не обязаны давать определенным толчкам в уме ответы печали или гнева, ответы ненависти и отвращения или симпатии и любви. Все это — только привычки нашей затронутой умственности. Они могут быть изменены сознательной волей духа, они могут быть запрещены. Мы можем даже полностью подняться над всем подчинением горю, гневу, ненависти, над дуализмом «нравится — не нравится». Мы подвластны этому только так долго, пока сами упорствуем в подчинении механическому действию Читты в эмоциональной умственности. Трудная вещь — избавится от них, потому что велика сила прошлой привычки и особенно назойливой настойчивости виталической части умственности, нервной жизни ума или психической Праны. Но эмоции, как виталические и физические привычки, могут быть изменены до неограниченной степени путем более сильного действия осознающего ума и воли, когда ум и воля будут развиты и смогут найти средства передавать подсознательной читте волю духа для нового закона виталического и физического действия. Из «Синтеза Йоги»

МАНАС — ЧУВСТВЕННЫЙ УМ

Термины манас и другие, принадлежат обычной психологии, применимой к поверхностному сознанию. В нашей Йоге мы принимаем более детальную классификацию, основанную на йогических переживаниях. То, что соответствует движению манаса, следует разделить на две отдельные части, помимо физического ума, связанного с физико-виталическим. Манас получает от физических ощущений и передает в буддхи, т.е. в ту или иную часть думающего ума. Он же получает назад от буддхи и отправляет мысль и намерение к органам ощущения и действия. Все это обязательно в обычном действии сознания.

Надлежащее действие чувственного ума есть сознательный нервный отклик, нервное чувство и возбуждение, импульс использования физического чувства и тела для некоторого действия, сознающего виталическое стремление и желание. В этом есть сторона воспринимающего ответа, динамической реакции.

Манас, чувственный ум, зависит в нашем обычном сознании от физических воспринимающих органов чувств для знания и от органов тела для действия, направленного к объектам чувств. Поверхностное и внешнее действие ощущений по своему характеру является физическим и нервным, и о них можно легко подумать, что они просто результаты нервного действия. Они иногда называются в старых книгах пранас, нервная или жизненная активность. Но, кроме этого, существенная вещь в ощущениях не только нервное возбуждение, но сознание, действие читты, которая использует орган и нервный толчок, для которого он является каналом. Манас, чувственный ум, есть активность, вышедшая из базового сознания, которая пополняет всю сущность того, что мы называем ощущением. Видение, слышание, обоняние, осязание суть — действительно собственность ума, а не тела, но физический ум, который мы обычно используем, ограничивает себя трансляцией в чувства только внешних толчков, которые получает через нервную систему и физические органы.

Внутренний манас имеет свое тонкое видение, слышание, свою собственную силу контакта, которая не зависит от физических органов. И он имеет сверх того силу не только прямой коммуникации ума с объектом — ведущей в высокую степень проникновения в содержание объекта за его физической гранью — но прямой связи также ума с умом. Ум также может изменять, запрещать, сдерживать, подавлять сферу действия, ценность и значение, длительность и интенсивность чувственных толчков. Эти силы ума мы обычно используем мало или не развиваем совсем, они остаются засознательными и появляются иногда в нерегулярном и прерывистом действии, и более легко в некоторых умах, чем в других, выходят на поверхность в аномальных обстоятельствах. Они — основа ясновидения, яснослышания, передачи импульсов и мыслей, телепатии, большей части всех так называемых оккультных сил, хотя их лучше описать менее мистически, как силы нового засознательного действия манаса. Феномен гипнотизма и многое другое зависит от действия этого засознательного чувственного ума, хотя и не только это одно составляет все его элементы. Из «Синтеза Йоги»

МАНАС — ФИЗИЧЕСКИЙ УМ — БУДДХИ

Внешняя зона смыкания манаса и следующего умственного уровня буддхи, рассудка образуют физический ум.

Физический ум — та часть ума, которая имеет дело только с физическими объектами. Она зависит от чувственного ума, видит только предметы, наружные действия, вытягивает свои мысли из данных, полученных от внешних объектов, только из них делает выводы и не знает никакой другой правды до тех пор, пока не будет освещена сверху.

Подлинный думающий ум не принадлежит физическому, это отдельная сила.

Это думающий ум вырабатывает мысли, наружная умственность или физический ум дает им форму в словах. Дар полноценного словесного выражения мыслей сравнительно редок.

Мы имеем ум физический и ум сверхфизический и можем использовать это двойное свойство умственности.

БУДДХИ, РАССУДОК

Буддхи есть конструкция сознающего существа, которая полностью превосходит свое начало в базовой читте. Это думающий ум с его силой знания и воли. Буддхи принимает на себя и имеет дело с остальными действиями ума, жизни и тела. Это в нем, в его натуре — сила мысли и сила воли Духа, обращенные в низшую форму умственной активности. Мы можем различить три следующие одна за другой градации действия этого думающего ума.

Первая есть низшее воспринимающее понимание, которая просто берет, регистрирует, понимает и отвечает на сигналы, поступающие от ощущений, памяти, сердца. Это составляет элементарный думающий ум, который не выходит за получаемые данные, но подчиняет себя их шаблону и звучанию их повторений, циркулирует в привычном круге мыслей и воли, вызванных ими, или послушно следует за внушениями жизни, беря любые новые установления, которые предложены его восприятию и пониманию.

За этим элементарным пониманием, которое мы все используем в огромных масштабах, есть приводящий в порядок и выбирающий рассудок и сила воли понимания, которые имеют в своем действии цель подняться на благовидный, устойчивый порядок знания и воли для использования интеллектуальной концепции жизни. Вопреки своему исключительно интеллектуальному характеру этот вторичный, или промежуточный, рассудок действительно прагматичен в своем усилии. Он создает определенный вид умственной структуры, каркас, правило, в которые он пытается ввергнуть внутреннюю и внешнюю жизнь так, чтобы владея и управляя, пользоваться ими для целей некоторого вида рациональной воли; это тот рассудок, который дает нашему нормальному интеллектуальному существу присущий нам набор эстетических и этических стандартов, нашу структуру мнения и наши умственные установленные нормы и цели. Он высоко развит и первенствует во всех видах людей с полностью развитым умом.

Но за этим есть третий рассудок, наивысшее действие буддхи, который имеет в себе незаинтересованное беспристрастное отношение. Он стремится обнаружить действительную правду и правильное знание за жизнью и объектами и нашим видимым Я и подчинить свою волю закону Истины. Мало кто из нас может использовать этот высокий рассудок с какой-либо степенью чистоты, но попытка сделать это есть наивысшая способность внутреннего инструмента антахкараны.

Буддхи действительно посредник между более высоким Правдой-Умом, не находящимся теперь в нашем активном владении и являющимся прямым инструментом Духа, и физической жизнью человеческого ума, развитого в теле. Его силы понимания и воли исходят из более великого Правды-Ума или Сверх-разума... Когда переход к Сверх-разуму имеет место, силы буддхи не погибают, но все должны быть преобразованы в их сверх-умственную изначальную сущность. Но рассмотрение Сверх-разума и преобразования буддхи принадлежит уже к вопросу высших сиддхи или святого преобразования.

Из «Синтеза Йоги»

АХАНКАРА, ЭГО

Буддхи центрирует свое умственное действие вокруг Эго, представления, что Я есть этот ум, жизнь и тело, или есть умственное существо, ограниченное их действием. Буддхи служит этому представлению о сущности Я, лимитированному тем, что мы называем эгоизмом. Это Эго не есть реальное САМО, но средство Натуры, которым она развила чувство ограниченного и отделенного индивидуального бытия в уме, жизни и теле. Этим средством она действует таким образом, как если бы Эго было обособленным существованием в материальной Вселенной.

Самоидентификация души с Эго есть способ, которым Натура заставляет душу согласиться на ее действие в ограниченных условиях, развитых Натурой. Пока эта идентификация продолжается, присутствует и самозаключение души в этих ограниченных и узких действиях ума, жизни и тела... Эго-чувство отвечает на отдельное действие тела, индивидуальной жизни, ума, а Эго-мысль централизует в буддхи все действия персональности. Низшее понимание и промежуточный рассудок — суть инструменты желаний, опыта и саморасширения Эго.

Для того, чтобы стать властелином своего существа с любой полнотой свободы и распоряжения, человек должен прекратить быть умственным, виталическим и физическим Эго, поскольку они — всегда создание и инструмент, находящийся в подчинении умственной, виталической и физической натуры. Когда высокий рассудок и воля развиваются, мы можем обратиться к тому, что внешние объекты означают для более высокого спириту ал ьного сознания. Эго может затем быть увидено, как умственное отражение САМО, Духа, Всевышнего, единого трансцендентного всеобщего существования, индивидуального в его множественности. Сознание, в котором эти вещи встречаются и становятся аспектами одного существования, принимает в себя их правильное соотношение и может быть затем высвобождено из этих физических и умственных покровов и оболочек.

...Пока есть Эго, не может быть никакого свободного использования душой своей индивидуальной жизни. Поэтому существенное движение Йоги — оттянуть сознание от внешнего Эго-чувства, которым мы идентифицированы с действиями ума, жизни и тела, и жить внутренне в душе.

Из «Синтеза Йоги»

 

ЭГО И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Индивидуальность есть сознающее существо, организованное вокруг святого центра. Все святые центры в их первопричине по существу едины, но в своем проявлении действуют как отдельные существа.

 

СМЕШАННЫЕ ЗОНЫ

Шри Ауробиндо вводит в традиционное членение человека промежуточные и смешанные зоны. Каждая из зон человеческого существа подвергается действию душевной энергии, которая тесно смешивается с физическим, виталическим и умственным действием и создает в нас «душу желаний», «Душу ума». Они — проявление разных сторон, наложившихся одна на другую. Смесь виталической и душевной энергии названа психической праной. Словами «психика», «психический», «психологический» обозначаются смешанные проявления человеческой натуры, где душевное неразрывно связано с физическим, виталическим или умственным проявлениями.

Такая классификация — читта, манас, буддхи, аханкара — может служить отправной точкой, но для большей практичности мы должны сделать дальнейшее разделение. Умственность, наполненная жизненной силой, становится здесь на земле инструментом для душевного осознания жизни и душевного воздействия на жизнь. Каждая фибра чувственного ума и базового сознания, нервная или виталическая, и физическая умственность заряжены действием этой психической праны... Вся умственность, пока мы суть находящиеся в теле умы, должна представлять, и даже отдельная мысль представляет, некоторый вид жизненного усилия и продуцирует некоторый ответ в материале тела, но они по этой причине не должны иметь физической натуры.

Из «Синтеза Йоги»

Душевный ум и умственная душа — это практически одно и то же. Когда имеется движение ума, в котором душевное влияние преобладает, оно называется душой в уме или душевным умом.

Это соединение — ума, жизни и души — создает в нас чувственную душу желаний, которая есть главное препятствие для более высокого человеческого совершенства. Даже буддхи и Эго пересиливаются ею, хотя они имеют способность поднимать ум над подчинением этой виталической, нервной, физической и психической смеси... Нервное действие психической праны наиболее очевидно в нашей чистой чувственной умственности. Эмоции также имеют глубокую печать праны. Страх есть даже более нервное ощущение, чем эмоция, гнев, есть чаще сенсуальный ответ, транслированный на языке эмоции. Другие чувства более от сердца, более внутренние, но и они соединяются с нервным или физическим, страстным желанием или идущим наружу импульсом психической праны.

Эта натура эмоционального ума, как реакция читты, с определенной скрытой зависимостью от нервной жизни — от ощущений и откликов психической праны, так характерны для человека, что в некоторых языках это называется сердце, жизнь и душа. Именно наиболее возбуждающее и сильное настойчивое действие души желаний создали в нас смешение виталического желания и соответствующего сознания. И все же подлинная эмоциональная душа, действительная душа в нас не есть душа желаний, но душа чистой любви и восторга. Но подобно остальному в нашем подлинном существе она может выйти только тогда, когда деформация, созданная жизнью желания, отодвинута с поверхности и не является более характерным действие нашего существа. Совершение этого есть необходимая часть нашего очищения, освобождения, совершенства.

Из «Синтеза Йоги»

- Что такое душа желаний у Шри Ауробиндо? Это то, что заставляет вас жить, действовать, двигаться. То, из-за чего Мир пришел к оживлению, что дает жизнь телу. Необходимо прежде всего обнаружить свое душевное существо и отождествиться с ним, и только после этого вы сможете заняться вашей душой желаний и убедить ее в ее глупости.

 

ВОЛЯ — ВЕЛЕНИЕ ДУШИ И ЖЕЛАНИЯ

Воля есть выражение приказа, пришедшего из правды существа, из подлинного существа. Импульсы, действия, движения, которые случаются в существе и не являются этим, есть выражение желания.

Желание — это не движения, которые происходят из высокого сознания, нисходящего на существо и выражающего себя в действиях, но это импульсы и влияния снаружи. Вы движимы влияниями, приходящими снаружи, которые входят даже без вашего восприятия их и которые поднимают в вас то, что вы называете волей, т.е. желание, чтобы такая-то вещь была, а такой-то вещи не было бы.

Очень мало людей, в ком воля существа выражает глубокую внутреннюю высшую правду, и даже в самых лучших — очень мало движений бывает в этих случаях.

 

КАЖДАЯ ЧАСТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТАВЛЕНА НА СВОЕ МЕСТО

Каждая часть в человеке должна быть отделена от другой и делать свою собственную работу, и каждая должна получить Правду в себя из души свыше. Ниспускание Правды свыше будет все более и более гармонизировать их действия, хотя совершенная гармония может придти только когда будет выполнено их сверх-разумное преобразование.

В обычном человеке все перемешано и нет ясного порядка или правила. Но в Йоге человек начинает осознавать различные части и помещает каждую на ее собственное место для ее надлежащего действия под контролем высшего сознания или даже под контролем Всевышней силы. После все получает усиление с приходом спиритуального сознания и возникает автоматическое, правильное восприятие и правильное действие различных частей, потому что они контролируются полностью сверху и не фальсифицируют, не сопротивляются, не путают эти исходящие из Духовных сфер веления.

 

ЦЕНТРЫ СРЕДОТОЧИЯ СОЗНАНИЯ

Чакры — центры энергий, являются в человеке средоточием различных уровней сознания.

Нервы распределены по всему телу, но виталически-физическое действие сконцентрировано в его источнике между муладхарой и центром как раз над ней.

Есть два виталических центра. Пупок — главный виталиче-ский центр. Под ним есть и другой центр малых виталических движений: между пупком и муладхарой. Оттуда низшая виталическая энергия кидается в мозг, путает его и препятствует умственному самоконтролю, делает ум своим рабом и использует его для оправдания страстей.

Центры ума — это голова и уровни над ней, центр во лбу между бровями, горло. От груди вниз идут центры виталического-разумного т.е. эмоциональный, и сенсуально-разумный, т.е. центр ощущений.

Место желаний, ниже сердца, в главном виталическом центре — пупке и в нижнем виталическом центре, но эти центры движут эмоциями и виталическим умом.

Внутреннее сердце — это не поверхностные виталические желания, но сердце подлинных эмоций... Сердце есть эмоциональный ум и начало высшего виталического... Когда я говорю о сердце, я имею ввиду не физический орган, внутренности, а психологический, душевный центр существа.

- В сердце есть двойное действие: действие чистой эмоции и действие виталического импульса. Как возможна такая смесь, поскольку оба действия имеют место в сердце?

Не в одной и той же точке. Это не наше физическое сердце имеет к этому отношение, это сердечный центр. (Мать показывает в центр груди). Но здесь есть различные глубины. Чем ближе вы к поверхности, тем более это смешано с виталическими импульсами, даже с чисто физическими реакциями, чисто физическими страданиями; чем глубже вы идете, тем меньше смеси, и если вы войдете достаточно глубоко, вы обнаружите за ним абсолютно чистое чувство. Это вопрос глубины.

Если сердечный центр подчинен физическому уму в любой степени, он будет неизбежно открыт внешним атакам, что воздействует на физическое и нервное сознание. Сердце должно быть в соединении с душевным и высшим сознанием.

И все же есть в сердце или за сердцем глубоко мистический свет — любовь.

Читта не около сердца, если вы имеете ввиду субстанцию низшего сознания. Она не имеет особого места» Все факты этой жизни находятся там, в этом материале сознания, но память прошлых жизней окутана и завуалирована везде. Сердце — главный центр этого сознания для большинства людей.

Сердце есть центр существа и командует остальным. Душевное существо или Кайтья Пуруша там. Только в этом смысле все истекает оттуда, поскольку именно душевное существо каждый раз создает новый ум, виталическое и тело для себя.

Выше сердца находиться виталический ум.

Горловой центр есть воплощенный в материальную форму физический ум. Центр физического или наружного ума находится в тонком теле в горле и соединен с речью, но он действует посредством связи с мозгом. Все силы, которые хотят покрыть сознание, поднимаются, если они могут, и действуют на разумный центр путем окружения, потому что иначе покрытие неполно.

Ухо есть проход для связи между внутренним разумным центром и мыслительными силами или мыслительными волнами вселенской Природы. Принятие их выглядит как ощущение открывания и расширения этого прохода. Это не может быть никаким физическим, но только тонко физическим ощущением.

Третий глаз действительно открывается здесь, в центре лба, в Аджна чакре. Он представляет оккультное видение и оккультную силу, которая приходит с этим видением. Эти свойства связаны с Аджной.

Мозг есть только центр физического сознания. Человек чувствует себя помещенным там до тех пор, пока он пребывает в физическом уме или отождествляет себя с телесным сознанием. Когда человек прекращает быть помещенным в теле, тогда мозг уже не конечный пункт, а только пассивный и тихий передающий канал. Тогда человек получает через Сахасрару в ум.

ДВА ГЛАВНЫХ ЦЕНТРА СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ

Большинство людей ассоциирует сознание с мозгом или умом, потому что он есть центр для интеллектуальной мысли и умственного видения, но сознание не ограничено этим видом мысли или видения. Оно везде в системе, и имеется несколько центров его. Центр для внутренней сосредоточенности в мозгу отсутствует, он находится в сердце. Первоначальный порождающий центр виталических желаний еще ниже. Два главных места, где можно централизовать сознание в ore, находится в голове и в сердце — мозговой и душевный центры.

 

ПЛАНЫ ВЫШЕ ГОЛОВЫ ИЛИ УМА

Выше головы — вселенское или Святое Сознание и Сила.

Над нашей теперешней сознающей умственностью — скрытый сверх-разум, который есть подлинное средство и самородное основание святого совершенства человека... Сверх-разум живет в единении, хотя он играет с различием. Ум живет в отдельном действии различия, хотя он может открыться к единению.

Из «Синтеза Йоги».

Между думающим умом и сверх-разумом существует ряд зон, или планов сознания, в которых субстанция ума и соответственно его движения становятся более и более освященными, мощными и широкими. Четыре ступени восхождения ведут от человека к сверх-разуму: возвышенный ум, озаренный ум, интуитивный ум, над-разум.

Сахасрара Падма — это очевидно чакра, через которую проходит все. Над-разум, высшая интуиция, озаренный ум — все это пропускает через нее свои лучи.

Планы и тело не одинаковы. Над головой различимы все планы, от над-разума вниз до возвышенного ума, но это только соотношение в сознании, недействительное расположение в пространстве.

Над-разум есть наивысший из планов, который ниже сверх-ра-зумного, и он все же не в соприкосновении со сверх-разумом.

Хотя это и не так просто, но над-разум можно для удобства подразделить на 4 плана — умственный над-разум, интуитивный над-разум, подлинный над-разум и супраментальный над-разум, но есть много слоев в каждом, и каждый из них может быть рассмотрен как план сам по себе.

Над-разум есть первая ступень нисхождения к Неведению от полного и неделимого Знания. Хотя он получает из Истины, именно здесь начинается разделение аспектов Истины и такое их выражение, в котором они как бы становятся независимыми Правдами и Силами. Этот процесс разделения заканчивается, когда один из аспектов Правды нисходит к обычному уму, жизни и материи в полной разобщенности, фрагментарности и отделении от Всевышней Истины.

Из над-разума исходят все различные выражения Правды. Отсюда они идут вниз в интуитивный ум, передаются далее в озаренный ум и затем в возвышенный ум для того, чтобы там быть подготовленным и для нашего ума. Но они теряют более и более от своей силы, несомненности и гармонии в своем переходе в более низкие уровни.

Сущность знания одна и та же во всех над головных планах, но возвышенный ум дает только форму сущности знания в мыслях и словах, в озаренном уме зачинается особый свет, энергия и Ананда Знания, которые возрастают по мере того, как человек поднимается выше по лестнице и, кроме того, как знание поступает к человеку из все более высокого источника. Этот свет, все еще пока довольно разряженный, рассеянный в озаренном уме, становится все более и более интенсивным, ясно определенным, динамичным и эффективным на высших планах настолько, чтобы совсем изменить характер и силу знания.

Интуитивный ум не получает прикосновения прямо от Сверхразума. Над ним — над-разум, в котором находится более высокая и мощная интуиция, а над этим — сверх-разумные уровни.

Откровение — это часть интуитивного познания.

В индивидуальной Йоге, как и в коллективной эволюции, сознание должно подниматься в каждой из зон, расширяясь от думающего ума к сверх-разуму.

 

СМЕРТЬ

Душевное существо бессмертно и переходит от жизни к жизни, собирая эссенцию жизненного опыта и делая его основной роста в эволюции индивидуума через века.

В момент смерти человеческие тела разъединяются. Некоторое время они могут пребывать на земле, но затем разлетаются в свои собственные сферы. Виталические и умственные тела могут какое-то время сохранить свою форму, но затем они растворяются совсем.

Хорошо сформированные тела живут дольше и сильно развитое душевное существо при новом воплощении может соединиться с ними снова.

Развитие непостоянно и конечно в физическом мире: это рост, апогей, понижение, упадок и декомпозиция. Физический мир не умеет прогрессировать неограниченно. Но делающий Йогу, осознавший душу, развивается до последнего вздоха, и после того, как покинет тело.

В 99 случаях из 100 это как раз та маленькая душевная формация в центре существа, что сохраняется после смерти. Человек должен быть существом целиком отождествленным со своей душой, которая организовала все его существование вокруг себя, объединила все части, элементы движения существа вокруг душевного центра, что сделала из них единое существо, исключительно обращенное ко Всевышнему — тогда, если тело спадает, остальное остается. Только целиком сформированное сознающее существо может помнить точно все, что происходило в другой жизни, может даже проходить сознательно через одну жизнь к другой без потери чего-либо из своего сознания...

- Как много здесь на земле тех, кто готов к такому состоянию?

Не много. В состоянии личности, в настоящее время, все же остаются симпатии и привязанности, пришедшие из предыдущих жизней, и есть в жизни моменты воспоминания, но это память души, а не виталическая или умственная. При этом человек не может рассказать всю предыдущую жизнь.

 

ДУШЕВНАЯ ПАМЯТЬ

Душевная память фильтрует воспоминания — вот в точности, что происходит. Душа не сохраняет воспоминаний во всей их полноте. Когда она продвигается от жизни к жизни, она фильтрует вибрации. Душевная память — это отфильтрованная память событий. И это не те события, которые умственно человек считает наиболее запоминающимися или наиболее важными в жизни, но моменты, когда душа участвует, сознательно участвует в событии, и именно это остается. Например, в прошлых жизнях были моменты, когда по некоторым причинам душа присутствовала и участвовала. Поэтому она сохраняет это воспоминание, это одно обстоятельство. Но остающееся — эта память о душевной жизни момента, и потому если даже сохраняется память об образе, это упрощенный образ, такой, каким он переводился в душевное сознание согласно душевной вибрации и вибрациям всех присутствовавших тогда людей.

Он бы не поднял такого вопроса, если бы когда-либо сам имел душевное воспоминание, т.к. когда оно у человека есть, то это полностью самоочевидно. Прежде, чем я узнала об этом, у меня бывали душевные воспоминания, чьим особым содержанием я всегда была поражена... Бывает так, что у человека от какого-то обстоятельства возникает эмоция, человек не может описать ее точно, но это определенная эмоциональная вибрация от обстоятельства, которая вернулась, которая долговременно сохранялась, и поэтому с этим обстоятельством у человека возникает восприятие, отчасти смутное, отчасти затуманенное, людей, которые были там, деталей и подробностей события, и это делается душевной памятью.

- Если в момент смерти виталическое существо человека атаковано в виталическом мире, враждебными силами или созданиями, не ищет ли оно укрытия где-либо . По этой причине во всех религиях рекомендовано, чтобы в период по крайней мере 7 дней умерший был предметом концентрированного воспоминания: когда вы думаете о нем с любовью, но без внутреннего расстройства, плача, безумных от горя страстей, если вы можете быть спокойным, ваша атмосфера становится своего рода маяком для него. При атаке враждебных сил виталическое существо — не душевное существо, которое идет в свою зону на передышку — может чувствовать себя совершенно потерянным. Не зная, что делать, находясь в великом бедствии, оно видит через привязанность свет тех, кто думает о нем с любовью, симпатией и расположением, и тогда оно бросается туда. Постоянно происходит так, что виталическая формация, часть виталического существа умершего или его целое виталическое существо, если оно хорошо организовано, находит себе убежище в ауре человека или атмосфере людей, которые любили его.

Индийская философия

Литература по йоге