Алфавитный указатель:

Шри Ауробиндо (род. в 1872 году) - индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского национального движения. В свои молодые годы сочетал усиленные занятия иогой с революционной борьбой за освобождение Индии от колониальной зависимости. Получивший юридическое образование в Кембриджском колледже, Ауробиндо применил к различным системам йоги аналитические методы западной философии и создал учение, которое впоследствии было названо Интегральной Йогой. Шри Ауробиндо не просто создал эзотерическое учение (знание, умозрение), но и реализовал его в собственной жизни. Он перестроил не только свой ум и сознание, но и все существо. Используя технику йоги и собственные психотехнические находки, Шри Ауробиндо, с одной стороны, элиминирует (уничтожает в себе) те реальности, которые не отвечают его учению (ненужные желания, эгоистические устремления, мешающие представления), с другой - ценностно и чувственно-натурально культивирует, развивает, укрепляет те "высшие реальности", которые отвечают учению. Пытаясь связно обьяснить и классифицировать пережитые им во время медитативных практик духовные озарения он изложил свое учение наукообразным языком в многотомных, многостраничных трудах, содержащих сложные метафизические построения.

 

Раздел 1. ВСЕЛЕННАЯ - ЙОГА - ЧЕЛОВЕК


ЙОГА — ЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕВЫШНЕЙ ПЕРВОПРИЧИНОЙ ЕГО СУЩЕСТВА.

Всевышнее описывалось как Существование, Сознание, Анан-да — блаженство, даже как Сознание, выпускающее из себя силу — Шакти, которая создает миры (у Чайтаньи).

Имя, которое вы Этому даете, мало значит, в нем нет никакой важности. Это существует, и потому единственное, что надо делать, это войти в контакт с Этим, не давать Этому имена или описывать Это, нужно пытаться войти в контакт, сосредоточиться на Этом, жить Этим, жить этой реальностью... Однажды отождествившись с Ним, узнают, что это такое, но Это нельзя выразить, потому что словами нельзя этого сказать... Для того, кто имеет внутри себя способность к единению с этим, все сказанное философами об Этом не имеет большого значения; можно прочитать целую книгу, но не продвинуться ни на шаг. Это некий дар, который есть, и все, что требуется — быть Этим — преуспеть в отождествлениях с Этим и жить Этим. Только одна вещь важна: искреннее и настойчивое желание этого единения, в котором нужно быть упорным.

«ЙОГА» ОЗНАЧАЕТ ТАКЖЕ ПУТЬ К ЭТОМУ ЕДИНЕНИЮ.

 

ЦЕЛЬ, ПУТИ И СПОСОБЫ ЙОГИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ДУХОВНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ ВСЕЛЕННОЙ И МЕСТОМ ЧЕЛОВЕКА В НЕЙ

В ответах на вопросы философского характера, в зависимости от формы вопроса, Шри Ауробиндо пользуется индийской, древнегреческой и европейской терминологией, объединяя разноязычные термины единого значения. Источник и основа всего существующего есть САМО, или Дух, или Единое Неизреченное, Атман и Брахман в санскрите. Брахман есть верховная реальность — Абсолют, Ишвара, Всевышнее.

САМО есть существование, не существо. Под САМО подразумевается сознающее неотъемлемое существование, одно во всем. Единое существует в триединстве.

Триединство трансцендентного САМО-существования, САМО-осознавания и САМО-восторга — СатЧитАнанда — есть действительно метафизическое описание верховного Атмана, САМО-формулировка Непознанного для нашего пробудившегося познания, Непознанного, которое мы представляем себе или как чистую Неперсональность, или как космическую Персональность, проявляющую Вселенную.

Из «Синтеза Йоги».

Субстанция и бытие — одно и то же. В мироздании они могут быть рассмотрены как две стороны Духа.

Первоначальная субстанция всего Духа есть чистое существование, ведомое в его чистом само-существующем Сознании, или Сознании-Силе, и в чистой само-существующей Ананде.

Это утверждение Упанишад, что есть эфир Ананды, в котором все дышит и живет. Если бы его не было, ничто не смогло бы дышать или жить.

В Верховном Бытии три Его стороны едины. Существование есть сознание, сознание есть блаженство. Это — неразделенная Cam-ЧитАнанда. Они же образуют три наивысших плана проявления Всевышнего Источника Сат-Чит-Ананду. Всевышнее Существование, Сила Всевышнего Сознания и Блаженство Всевышнего Восторга Бытия находятся далеко за пределами обычного человеческого сознания и опыта.

 

СТАТИЧЕСКИЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БРАХМАНА

Чит — сознание содержит присущую ему потенцию спириту-альной энергии Тапас, которая в проявлении становится динамичной и творящей силой Шакти. Чит-Тапас становится Чит-Шакти, вселенской Силой-сознанием.

Статический и динамический аспекты в реальности всегда идут вместе. Это в видимости все кажется только динамическим или только статическим. Все имеет как динамическую, так и статическую стороны.

САМО неактивно. Оно всегда молчащий свидетель, поддерживающий все — это статический аспект. Есть также динамический аспект, через который Всевышнее работает. За ним — Мать — Чит-Шакти. Вы не должны упускать из вида, что все достигается через Мать.

То, кому мы поклоняемся как Матери, есть святая Сознающая Сила, что господствует над всем существующим, одна, и все же настолько многосторонняя, что следовать ее движениям невозможно даже для самого быстрого ума, для самого свободного и обширного интеллекта. Мать есть сознание и сила Всевышнего. Она намного выше всего того, что она создает.

Шакти Ишвары, святая Сознающая Сила или мировая Мать, содержит в себе все и несет в себе все. Проявить это во времени и пространстве есть ее роль. Она таким образом является посредницей между сущностью Единое и проявленным Множественное.

 

ПРОЦЕСС ИНВОЛЮЦИИ  [Сворачивание (лат.)]

Вселенная в ее сегодняшнем проявлении есть результат двойного движения силы Сознания: инволюции и эволюции. Инволюция есть процесс самоограничения Силы Сознания, процесс уплотнения, которым сила вселенского Сознания вуалирует,«завертывает» себя, проходя через последовательные стадии, промежуточные ступени до тех пор, пока не примет вид плотного космического несознания. Этим движением, как бы удалением Божественного Света от его Первоисточника, были созданы серии вселенских миров или планов Сознания. Каждый характеризуется определенной силой сознания. Ниже наивысшего плана Сат-Чит-Ананды идет план, названный Ауробиндо супраментальным или план Сверх-Разума. Он может быть характеризован как совершенное, приведенное в исполнение Сознание Истины (Правда-Сознание).

Есть много стадий между обычным человеческим умом и Сверх-Разумом, много градаций и промежуточных планов. Если бы обычный человек прямо соприкоснулся даже только с одним из этих промежуточных планов, он был бы ослеплен его блеском, почувствовал бы себя раздавленным тяжестью безмерности, потерял бы равновесие, а это все еще не был бы Сверх-Разум.

Динамизм везде, потому что Cvuia-Шакти везде. Совершенный динамизм там, в Сверх-Разуме. Никакой другой не может быть неисчерпаемым.

Только Сверх-Разум есть Всезнание. Все нижние уровни — от Над-Разума до Материи есть Неведение, поднимающееся от уровня к уровню к полному знанию. Ниже Свсрх-Разума может быть знание, но это не Всезнание.

Серия идущих за Сверх-Разумом плаййв кончается следующими тремя. Это:

- умственный план или план Разума;

- виталический план или план Жизни;

- физический план или план Материи.

Эти вселенские планы проявления есть миры сами по себе. Они имеют свои собственные силы, формы и существа.

 

СИЛЫ, ФОРМЫ И СУЩЕСТВА ИНЫХ СФЕР

ПЕРВЕНЦЫ ТВОРЕНИЯ

Есть два вида асуров. Одни — те, которые были святыми при своем происхождении, но пали по собственной воле и благодаря противодействию намерениям Всевышнего. О них говорят индийские священные писания как о бывших или ранних богах. Они могут быть обращены на путь истины, и их обращение есть действительная необходимость для конечных целей Вселенной.

Я должна вам сказать, что происхождение этих существ предшествует происхождению других богов, Они первые эманации, первые индивидуальности Вселенной... Их было четверо. Первый был обращен, другой растворился в своем источнике. Два еще живут, и эти двое более неподатливы, чем все другие. Один известен в оккультизме как Лорд Обмана, другой как Лорд Смерти. Пока эти два существа существуют, будут трудности. Они будут существовать до тех пор, пока они нужны для вселенского развития. День, когда они станут не нужны, будет днем их исчезновения, или они будут обращены. Сейчас они знают, что они близится их последний час. Вот почему они делают так много хаоса, сколько только могут.

БОГИ И ВСЕВЫШНЕЕ

Над-Разум есть мир богов, и боги не просто силы, но имеют также и форму. Даваемые им имена — это от людей, но боги существуют.

Боги суть индивидуальности или Силы, выдвинутые вперед Всевышним, они фактически ограниченные эманации-излучения, хотя полное Всевышнее стоит за каждым из них.

Эти существа Над-Разума, эти над-разумные боги — могущественнейшие существа по сравнению с человеком. Когда люди вступают в общение с ними, они бывают действительно сбиты с толку.

ОБИТАТЕЛИ УМСТВЕННОГО ПЛАНА

Существа умственного плана также имеют свою собственную индивидуальность, даже форму, которая может быть постоянной, если они предпочитают выбрать таковую. Их форма есть выражение их мысли, и она достаточно пластична, чтобы меняться с их мыслью, но все же она хранит достаточную целостность, чтобы можно было узнать эти формации. Если вы выйдете из вашего тела и вступите в умственный мир, вы можете встретить эти существа, говорить с ними и даже условиться о свидании в следующий раз!

- Могут ли они оказать влияние на человеческое существо?

Многие умственные формации пытаются реализовать себя на земле, но обычно это те из них, которые созданы человеческими существами, они затем продолжают работать в умственном мире с намерением повлиять на мир людей. Но собственно существа умственного плана обычно — творцы формы, и потому они не заняты оказанием влияния на других. Они удовлетворены выражением себя через формы, которые они создают.

ФОРМАЦИИ ВИТАЛИЧЕСКОГО ПЛАНА

Виталические формации не имеют души. Они не имеют в себе прямого Святого Присутствия. Естественно, в Начале они сошли прямо от Всевышнего Источника, но это было в Начале, а оно далеко позади... Если они получат обращение, тогда от них ничего не останется, поскольку они целиком состоят из противоположного движения.

Если существа Виталического Мира являются человеку, а точнее — всякий раз, когда они являются людям, люди принимают их за Верховного Бога — этих-то виталических существ! Если хотите, мы назовем это обманчивым переодеванием, и это очень успешное переодевание. Те, кто смотрит на них, полностью убеждены, что видят верховное божество, хотя то были лишь виталические существа.

Существа витал ического мира бессмертны, и только чистая спиритуальная сила может разрушить их.

Иногда виталическая формация может осуществить полное воплощение в материальном мире, захватив физическое тело человека или животного.

АСУРА — ФОРМА ПОСТОЯННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВСЕВЫШНЕМУ ПРОЯВЛЕНИЮ

Обычная асура — это не эволюционное, но символическое существо и представляет собой фиксированное начало, которое не развивается, не изменяется, да и не имеет намерения это сделать. Эти асуры, как и другие враждебные существа — ракшасы, писачасы и др., имеющие сходство с дьяволом христиан, противоположны святому Намерению и целям развития в человеческом существе. Они не меняют свою цель, которая есть зло, для которого они существуют. Они должны быть разрушены как зло.

Асура не имеет души и душевного существа, которое должно развиваться к высшему состоянию. У него есть только Эго, и обычно очень сильное. У него есть ум, иногда даже высоко интеллекту ализи-рованный ум, но основа его мышления виталическая, а не умственная. Его ум — в распоряжении его желаний и неправды. Он есть формация, допущенная способом развития жизни для особого вида работ, а не святая формация или душа.

Злые силы есть извращение правды неведением. В любом полном преобразовании они должны исчезнуть, и Правда за ними — быть освобожденной, О них можно сказать, что они должны быть преобразованы путем разрушения.

МЕЛКИЕ ФОРМАЦИИ ВИТАЛИЧЕСКОГО МИРА

Атмосфера, в которой мы живем, наполнена огромным числом малых виталических существ, которые произведены неудовлетворенными желаниями, виталическими движениями полностью низшего порядка, а также являются продуктами разрушения более важных существ виталического мира. Все это образует целый рой, и это действительно защита, что большинство людей не видят что происходит в их виталической атмосфере, поскольку это не особенно приятно.

В земной атмосфере огромное число мелких виталических созданий могут вступать в столкновение друг с другом, они сражаются, разрушают, ломают друг друга, и это есть источник микробов и бактерий. Они — силы распадения на части, но они продолжают быть живыми даже в их разделенных формах, в разорванных кусках. Поэтому большинство микробов имеют за собой злую волю, и это делает их такими опасными.

Вирусы — просто материализация вибраций и воли другого мира.

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВИТАЛИЧЕСКОГО МИРА

Земной человеческий мир постоянно подвергается воздействию сил соседних миров, особенно ближайшего — виталического мира,

более тонкого региона, который находится за четырехслойной земной атмосферой» образованной четырьмя началами — физическим, виталическим, умственным и душевным. Этот виталический мир, не будучи под влиянием душевных сил и душевного сознания, есть преимущественно мир злой воли, беспорядка и неравновесия. Этот виталический мир постоянно входит в физический.

Нахождение здесь, в нашем мире, сил других миров имеет большое воздействие на наш мир. Физический мир есть только последнее поле, в который не только физические, но и силы других миров бросают себя для реализации. Что бы не происходило здесь, все уже было ранее подготовлено или намечено в виталическом. Правда, это не происходит точно так, как было представлено в виталическом мире, а с изменениями, подходящими для материального плана. Но это слишком большая тема.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНВОЛЮЦИИ

Ниже физического плана инволюция достигает своей послед* ней стадии в полном Несознании. Это застывший нерасчлененный хаос, каким он был. Это полное отрицание Духа.

Этот процесс назван «завертыванием» потому, что в каждый нижележащий план вовлечены все силы сознания, принадлежащие вышестоящим планам, но они как бы спрятаны, завернуты в нем, не проявляют себя открыто. Все силы первоначального Вселенского Сознания завернуты и спрятаны даже в Несознании, что делает его начальной точкой последующей эволюции.

 

ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ [Развертывание (лат.)]

Эволюция есть противоположный процесс, в котором сила сознания снова появляется, выходя постепенно из видимого космического Несознания. Из Несознания-Хаоса было организована материя путем действия скрытой в нем Силы Сознания и под'давлением тонких сил вышележащего физического плана. Материя постепенно развивалась в физический космос.

Пракрити — материя есть только выполняющая или работающая сила. Сила за Пракрити есть Шакти. Это Чит-Шакти в проявлении, это спириту а льное сознание.

Все энергии происходят от Чит-Шакти, но они различны в зависимости от того, как они нисходят от нее. Правильно, что Жизнь есть характерно Сила. Физическое есть типично материя, но динамизм обоих происходит от Чит.

Земля развивает свою форму жизни, согласно своему собственному сознанию, которое не одно и то же с другими планами.

Никогда, ни в какое время не было умственного планирования, зафиксированной программы, предрешающей все вперед. Все рождается, растет и развивается, как живущее существо, посредством движения, сознания, постепенно увеличивающегося и укрепляющегося и постоянно сдерживаемого.

Материя путем работы скрытой Силы Сознания и сил вышележащего виталического плана произвела Жизнь и живущие физические существа: растения и животных.

Душа в низших животных есть коллективная, не индивидуальная душа.

В животных, снова двойным действием Силы Сознания и сил умственного плана, успешно образован инструмент, разрешающий умственным силам войти в контакт с материей и организовать ее. Ум рожден в физическом мире, а с ним человек — самопознающее, думающее животное.

 

ЧЕЛОВЕК

Человек погружен во вселенские миры и поддается их влиянию, хотя только в материальном плане человек развил органы чувств, которые вводят силы, формы и существа мира материи в наше нормальное восприятие.

Огромное различие между человеческим существом и существами виталического плана. В человеческом существе есть Всевышнее Присутствие и душевное существо — в начале загадочное, но в конце развития полностью сформированное, сознающее, самостоятельное, индивидуализированное. Это особая Милость.

Человек полу чает тело для того, чтобы найти в себе Всевышнее существование, проявить Всевышнее Присутствие. Это не быстрая процедура. Действительность такова, что эта удивительная вещь — Всевышнее Присутствие в материи, которое есть начало формирования душевного существа — пpинaдлQжит одной земной жизни. Этот земной мир в центре всех зэезд и всех миров был сформирован, чтобы стать символом вселенной и быть точкой сосредоточения работы по святому преобразованию материи.

По этой причине в эту материю, которая была среди всей вселенной наиболее темной и несознательной, Всевышнее Сознание бросает Себя и заключает в тело прямо из Верховного Источника, не проходя через любые другие промежуточные средства. Таким образом две крайности соприкасаются: верховное и наиболее несознательное. Вот почему земная жизнь есть наиболее удобный и быстрый путь осознания Всевышнего. Даже великие космические индивидуальности, когда они хотят обратиться на путь истины и объединиться с Верховным, берут физическое тело, потому что это наиболее подходящий способ, и этим путем они могут лучше всего и наиболее быстро возвратиться в Начало.

ВСЕВЫШНЕЕ ПРИСУТСТВУЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНО В ФОРМЕ ИСКРЫ БОЖЬЕЙ. ЭТО ПОСТЕПЕННО ОРГАНИЗУЕТ ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО

Душевное существо организовано вокруг искры божьей. Искра божья одна универсальная, одна и та же везде и во всем, одна и безграничная, подобна самой себе, тогда как душевное существо индивидуально, это персональное существо с его переживаниями, собственным развитием, собственным ростом, собственной организацией, только это организация есть продукт действия центральной искры божьей.

Эта гармонизация и организация существа вокруг святого центра может быть сделана только в физическом теле и на земле. Только человеческие существа имеют в центре внутри себя Всевышнее Присутствие в душевном существе. Эта работа саморазвития, и самоорганизации и осознания всех элементов существа не возможна для существ виталического мира или существ умственного мира, ни даже для существ, которых обычно называют «боги»... Вы здесь для этой работы. Не упустите вашей возможности!

- Какова разница между понятиями «спиритуальный», духовный и душевный?

Это не одно и то же. Душевное существо организовано Всевышним присутствием и оно принадлежит Земле. Я не говорю о Вселенной, только о Земле, только на Земле вы найдете душевное существо. Остальная часть вселенной сформирована совсем другим способом. Все сферы выше умственной — это сферы спиритуального порядка. Существа Над-Разума и все существа более высоких пределов не имеют души, например ангелы... Душевное существо в человеке есть проявление спиритуального устремления, но есть спиритуальная жизнь, не зависимая от души.

 

ВСЕВЫШНЕЕ САМО — ПАРАМИШВАРА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ САМО — ДЖИВАТМА

ДЖИВАТМА — ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДУХА

Дживатма — это не душевное существо, это индивидуальное САМО — центральное существо.

Под Дживатма мы подразумеваем индивидуальное САМО. В сущности это — одно САМО со всеми другими, но во множественности Всевышнего. Это индивидуальный центр вселенной и он видит все в Себе или Себя во всем, или и то, и другое вместе согласно состоянию сознания и точке зрения.

То, что называют Дживатма — это центральное существо над эволюцией. Дживатма всегда тот же, это только его инструменты самовыражения развиваются. Дживатма может удалить из поля зрения характерную форму себя, которая управляет остальным.

ДЖИВАТМА, ДУША И ДУШЕВНОЕ СУЩЕСТВО — ПУРУША

Чит-Шакти или Бхагават Четана есть Мать, Дживатма есть порция ее, душа — искра ее. Эго есть порочное извращенное отражение души или Дживатмы. Эго — чувство есть механизм Пракрита, Пуруша — это сознающее существо.

Душа есть искра Всевышнего, но я не думаю, что она может быть названа порцией Дживатмы. Это то же самое, но выдвинутое определенным образом вперед.

Дживатма не сошел в мир, он стоит над, всегда тот же, поддерживающий другие существа в человеке (умственные и проч.), которые действуют здесь. Душа — это то, что снизошло сюда. Ее функция — в предложении всего Всевышнему, в принесении всего в жертву Всевышнему для преобразования.

Душевное существо служит центральному существу для целей эволюции, оно растет и развивается, но есть центральное существо над ним, о котором разум не осведомлен, которое представительствует невидимым над существованием. Душевное существо — его уполномоченный в проявленной природе.

Душевное существо развивается от жизни к жизни, оно — в эволюции. Это пламя Божье, растущее внутри нас до своей полной божественности, как часть Всевышнего.

Душевное существо развивается, и потому оно неизменно и несменяемо. Оно — особенная душа индивидуального развития в проявлениях индивидуальной Яршфылш-материи и участвует в эволюции. Это язычок Святого Огня, который растет за разумом, виталическим и физическим в человеке как душевное существо до тех пор, пока становится в состоянии преобразовывать Пракрити Неведения в Пракрити Знания. Этого нет в Бхагават Гите, но мы не можем ограничивать нашего знания пунктами Гиты.

Это первая правда каждой души на земле, что она часть Матери, проходящая через переживание Незнания для того, чтобы достигнуть правды своего существования и быть инструментом Всевышнего Проявления и работать здесь. Это функция души — она должна работать на земном плане таким образом, чтобы помочь каждому пробудиться к истинной правде и Всевышней Реальности.

- В чем состоит прогресс душевного существа? В индивидуализации, в способности достигнуть переживаний и организовать их вокруг святого центра. Цель душевного существа — сформировать индивидуальное персонализированное существо вокруг святого центра. Если человек не делает Йогу и не становится осознающим, все переживания наружной жизни проходят без их организации внутренним существом. Развитое душевное существо организовывает эти переживания последовательно. Оно хочет достигнуть личного отношения ко Всевышнему, оно поэтому ищет всех благоприятных переживаний, чтобы иметь полную серию случайностей, которые позволяют это отношение осуществить.

Есть одно, Пуруша — его действия согласны позиции и потребностям сознания в это данное время. Природа его действия выше ооыч-ного ума, она — в космическом сознании, которое многосторонне.

- Имеет ли каждый, кто пришел на землю, определенную цель, которую он должен выполнить в этой жизни, и не выполняет ли он ее неосознанно даже вопреки самому себе?

Да.

Душевное существо прогрессирует всегда?

В душевном существе есть два очень разных вида развития. Один состоит в формировании, строительстве и организации себя. Душа начинает, будучи крошечной искрой божьей внутри человека, и снаружи этой искры начинает появляться постепенно независимое сознающее существо, имеющее свои собственные действия и волю... Долгое время в большинстве человеческих существ душа находится в созидании и она нуждается во всех его перерождениях одно за другим для того, чтобы строить себя и становиться полнее сознающей. На определенной стадии своего развития душа выбирает себе форму, нужную ей для дальнейшего роста. И может быть, ваши сегодняшние условия выбраны вами...

Когда такое существо рождается в человеческом существе, оно приходит в этот мир с целью доделать что-то или исправить ошибки в прошлом выполнении. В физической жизни и в теле оно растет и мало-помалу становится полностью сознающим. Этот вид развития имеет конец. Когда приходит время, к которому существо полностью развито, полностью индивидуализировано, полностью владеет собой и своей судьбой, тогда его прогресс в росте подошел к концу. Поскольку оно полностью сформировалось, оно свободно, оно может осуществить рождение или не осуществлять его по желанию. Таким образом, здесь устанавливается первый вид развития.

Но если это существо, полностью сформированное, хочет стать инструментом в работе Всевышнего, тогда вместо того, чтобы удалиться отдыхать в душевном блаженстве, в его собственном владении, оно выбирает удел быть работником на земле, чтобы помочь в выполнении Всевышней работы. Тогда оно получает новое развитие, развитие для выражения Всевышней Воли. Пока оно остается на земле, пока выбирает работу для Всевышнего, оно будет переходить на более высокие ступени. Те же, кто не хочет идти на землю, пребывает в статическом состоянии, поскольку движение ко всему большему совершенству идет лишь на земле, а не везде. В чисто спиритуальной жизни, в той, которая вне всякого физического и земного существования, включая умственное — в ней нет развития. Вы достигаете статического состояния, вы вне всяких движений вперед.

 

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Космические силы здесь, хорошие или плохие, являются силами Неведения. Над ними Правда-Сознание, которое может проявиться только тогда, когда Эго и желания преодолены. Именно сила от Все-

вышней Правды-Сознания должна снизойти. Высший мир, Свет, Знание, Чистота, Ананда должны работать на космические силы в индивидууме так, чтобы изменить их и заменить их в месте их обычной работы Правдой-Силой.

Ум есть самый высокий предел, пока достигнутый человечеством в эволюции, но он не высочайший из тех, которые возможны.

Ум, Жизнь, Материя — это осознанные силы эволюции, хорошо известные нам. Сверх-Разум и тройной аспект Сат-Чит-Ананды — это секретные первопричины, которые еще не вышли вперед и которые еще должны быть осознаны в формах проявления. Мы знаем их только намеками и частично, по фрагментарному действию, еще не отделенному от низших движений и потому нелегко узнаваемому.

Духовные планы между умом и над-разумом опустились давно. Это не означает, что они доступны каждому или развились везде в их полной силе, а только что их можно считать присутствующими здесь среди нас, что их можно достигнуть посредством Тапаса. Что касается Сверх-Разума, он может опуститься, но еще не снизошел.

Следующая ступень восхождения включенного в человека сознания будет взята под давлением сил супраментального плана: Сверх-Разум появится в земном проявлении.

- Сверх-разумное нисхождение изменит земное Сознание?

Нет плана преобразовать все земное сознание — просто ввести сверх-разумное начало везде, а оно преобразует тех, кто может получить и вместить это.

Именно Сверх-Разум мы сейчас должны опустить вниз, проявить его, осознать его. Все же более высокие планы, еще более высокие, чем он, осознать невозможно на теперешней стадии эволюции, за исключением некоторого отражения в сознании этого высшего или его силы, посланной и видоизмененной при ее нисхождении.

Человек — социальное животное. Есть жизненная солидарность и умственная солидарность. Вы никогда не сможете полностью изолировать себя... Есть степень совершенства и преобразования для индивидуума, которую он не может осуществить до тех пор, пока все человечество не достигнет определенного развития. Это не значит, что нужно ждать, пока все сделают это, но дело в том что все должны достигнуть определенного уровня, откуда кто-то из людей может сделать прыжок и идти дальше вперед.

Итак, эволюция не есть точно обратный процесс инволюции. Эволюция не есть возвращение назад, утончение, ведущее к реабсорб-ции в Единое Непроявленное. Это постепенное погружение высших сил сознания в самою материю, ведущее к еще более великому проявлению Силы Всевышнего Сознания во вселенной. В этом тайное значение земной эволюции и развития человека.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕНО, НО СВОБОДА ВЫБОРА — ПРИНЯТЬ ИЛИ НЕ ПРИНЯТЬ ЕГО — ОСТАЕТСЯ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ.

Ваше место во вселенском проявлении один Всевышний закрепил за вами. Каково бы ни было ваше место сейчас в мировом концерте, вы имеете такие же права, как все другие, равно взбираться к верховным высотам, к сверх-разумному сознанию. Что вы есть в правде вашего существа — декларировано нерушимо, и ничто не может предотвратить от становления этой правдой, но путь, который вы выбираете для достижения этого, оставлен за вашим свободным выбором. На пути восходящей эволюции всякий свободен выбрать направление, которое он примет: подниматься быстро и круто к вершинам Правды Верховного Сознания или повернуться спиной к пикам, легко опуститься в извилистые скитания рождений без конца.

В ходе времени, и даже в ходе вашей настоящей жизни, вы можете сделать выбор раз и навсегда, неизменно, и тогда вы должны только выполнять его в каждом новом случае. Вы можете не принимать окончательного решения, и тогда вы должны выбирать снова и снова в каждый момент между ложью и правдой. Если вы еще не сделали нерушимого выбора, но вам выпало счастье жить в один из тех беспримерных моментов во вселенской истории, когда Милость присутствует, воплощенная на земле. Она даст вам в определенные исключительные часы вашей жизни возможность сделать окончательный выбор, который приведет вас прямо к цели.

 

ЦЕЛЬ ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО

Цель этой Йоги, во-первых, войти во Всевышнее сознание путем слияния с Ним отдельного «Я». Совершая это, попутно человек находит свою подлинную индивидуальность, находит свое действительное «Я». Оно не ограниченное, суетное самолюбивое человеческое эго, но часть Всевышнего. Во-вторых, спустить Сверх-разумноесознание вниз на землю, чтобы преобразовать ум, жизнь и тело. Все остальное может быть результатом только этих двух целей, а не первым предметом Йоги.

- Почему, когда человек еще в таком неразвитом состоянии, мы говорим о нисхождении сверх-разумногр плана, вместо нисхождения промежуточных планов?

Потому что до сих пор весь физический материальный мир, вся земля управлялась силами и сознанием, которые шли от того, что Шри Ауробиндо называет Над-Разумом. Даже то, что человек назыбает Бог, есть сила, идущая из Над-Разума, и вся вселенная находится под управлением Над-Разума. Чтобы его достигнуть, человек должен пройти через много промежуточных планов, и хотя*очень мало кто из людей может достигнуть этого без ослепления, к нашему времени уже нет недостатка в людях, имевших переживание этого и описавших это в книгах. Все, у кого были спиритуальные переживания и кто обнаружил Всевышнее и объединился с ним, знают, что такое Над-Разум. Так много людей пережили это и уже так много об этом рассказали!

Но люди не в состоянии превзойти откровение, которое они пережили или о котором им было рассказано и с которым они пытаются

отождествиться путем переживания промежуточных миров, включая Над-Разумный. Они не могут постигнуть, что может быть что-то выше этого. Сейчас нет нужды повторять еще раз то, что сказано другими. Шри Ауробиндо пришел, чтобы сказать нечто новое. Шри Ауробиндо говорит нам, что за Над-разумом есть нечто, что теперь время управления Над-разума приходит к концу и подготавливается его замена. Сейчас очередь Сверх-разума придти и править землей, проявиться на земле, следовательно, нет надобности говорить о Над-разуме. Сейчас нечто новое собирается проявиться, проявиться новым путем, и до сих пор еще никто не осознал этого.

Шри Ауробиндо говорит вам, как вы можете использовать результаты того, что нашли до него другие — те переживания, которые они имели и их следствия — и где вы стоите в спиритуальной истории мира, и затем он выводит вас оттуда и, когда основание в вас будет прочно уложено, заставляет вас карабкаться далее на вершины.

Шри Ауробиндо пришел для того, чтобы дать не надежду, а уверенность в том великолепии, к которому идет мир. Мир не несчастная случайность, а чудо, которое движется к своему выражению.

 

ЭТА ЙОГА — РАБОТА ВО ИМЯ ЦАРСТВА БОЖЬЕГО НА ЗЕМЛЕ

Недостаток старой Йоги был в том, что только ум знал Всевышнее. Она была удовлетворена переживаниями Духа в уме. Но ум может охватить Всевышнее только расчлененно и частично. Он полностью не может объять Безграничного, Неделимого. Средства ума достигнуть Безграничного это Саньяси, Мокша, Нирвана — у него нет других. Тот или другой человек может даже достичь этой лишенной характеристических черт Мокши, но что же выигрывается? Что за польза? Брахман, Само, Бог всегда тут. Йогин даже гнал от себя мирскую жизнь, как иллюзию — Майю, или как призрачную игру. Результатом этого была потеря жизненной силы. Результат — деградация Индии.

Чего Бог хочет в человеке — это воплотить Себя здесь на земле в индивидууме и в обществе, осуществить Бога в живой жизни, когда каждый отдельный человек становится богочеловеком, а их общество в целом — царством Божьим на земле.

Путь этой Йоги — осуществить гармонию и единство полного знания, полных трудов и полной преданности, поднять это единство над умом, т.е. уровнем, на котором мы сейчас находимся, и придать ему полное совершенство на сверх-разумном уровне, следующим в развитии человека.

Физическое тело, жизнь, ум, сверх-разум и Ананда — блаженство — это пять духовных уровней. Чем выше мы поднимаемся в этом восхождении, тем ближе человек подходит к состоянию наивысшего совершенства, открытого для его духовной эволюции. Мы должны первыми получить все возможные на умственном уровне частные откровения, напитать ум духовным восторгом и осветить его духовным светом, но затем мы должны подняться выше — на сверх-разумный

уровень. Здесь неведение, которое создает дуализм противопоставления Духа и Материи, правды духа и правды жизни, исчезает. Здесь человеку более не нужно называть мир иллюзией. Мир есть вечная Деятельность Бога, вечное проявление и переливы Его. После сверхразумного уровня становится возможным полностью знать и полностью владеть Богом, сделать то, о чем говорит Бхагават Гита: «Познай Меня полностью». После восхождения к сверх-разуму становится возможным легко подняться и до Ананды. Человек достигает нижних пределов состояния неделимой и безграничной Ананды-блаженстъа не только в безвременном Параброхмане — бестелесном духе после смерти, но в теле, в жизни, в миру. Всецельное существование, всецельное сознание, всецельная Ананда расцветает и приобретает форму в жизни на земле. Это центральный ключ Йоги Шри Ауробиндо, ее фундаментальный принцип.

 

БОГОМАТЕРИЯ И БОГОЧЕЛОВЕК

Годдес должен быть преобразован в Шама, мир и отдых высшей Пракрита, и затем наполнен Тапасом и Йоти. Но это может сделано быть полностью только в физическом плане, когда физическое полностью преобразовано Сверх-разумной силой.

Сверх-разумное необходимо для преобразования земной жизни и человеческого существа, а не для достижения Себя.

Сейчас человеческое Творение подходит от витали ческого плана к физическому, но тут кроется намного большее, чем выражено — оно приобретает изменение и убавление в людском физическом переписывании.

Вначале, когда человечество было создано, Эго было объединяющим элементом. Именно вокруг Эго группировались другие составные части существа. Но теперь, когда подготавливается рождение богочеловека, Эго должно исчезнуть и предоставить место душе, которая медленно формируется посредством Святого вторжения, чтобы Всевышнее могло проявиться в человеческом существе. Именно через душевное влияние Всевышнее проявляется в человеке, и это подготавливает пришествие богочеловечества, Душа бессмертна, и именно через душу вечность может проявить себя на земле. Поэтому важнейшая вещь сейчас — это обнаружить свою душу, Объединиться с ней, позволить ей занять место Эго, которое будет вынуждено отдать присвоенное и исчезнуть...

Четыре атрибута истины самопроизвольно будут выражать себя в нашем существе. Душа будет носителем истинной и чистой любви, разум — безошибочного знания, вита — жизнь будет проявлять непобедимую мощь и силу, а тело будет выражением совершенной красоты и гармонии.

Первейшая необходимость каждого — в его собственном преобразовании, и лучший способ помочь миру — это осознать Всевышнее в себе. Таким образом, причина и цель жизни — не страдание и борьба, но всесильное счастливое осознание. Все остальное — мучительная иллюзия.

Индийская философия

Литература по йоге