Алфавитный указатель:

"Введение в индийскую философию" представляет собой учебное пособие по индийской философии, рассматриваемой авторами как синтез ряда предшествовавших философских школ и систем. С. Чаттерджи и Д. Датта стремятся выявить национальные особенности индийской философии, подчеркивают ее теоретическую, собственно философскую проблематику. Авторы стремятся излагать взгляды многочисленных школ в древнеиндийской философии по возможности кратко и ясно. Из труда можно получить представление о борьбе материализма с идеализмом, о борьбе между последователями раннего буддизма и брахманистами, а также познакомиться с основами философской системы ведантиста Шанкары как источником современного индуизма.

  1. Аксиология (буквально: наука о ценностях) – модное реакционное течение в буржуазной философии, рассматривающее все явления с точки зрения их "духовной ценности", т.е. приемлемости или неприемлемости для буржуазии.
  2. Сарва-даршана-санграха (sarva-darshana-sangraha) – "Собрание всех философских систем (воззрений)" была написана ведантистом, средневековым браминским философом Мадхавачарьей (Madhavacharya) в XIV в. В этой работе впервые были систематически изложены взгляды основных школ индийской философии.
  3. Веды (veda, мн. ч. vedah, буквально: знание, особенно – священное) – наиболее древние памятники индийской литературы, создание которых относится к периоду разложения родового строя. В ведах были записаны мифы и предания, обращения и гимны ко многим божествам, правила молитв и жертвоприношений и т.д. Возникновение вед датируется приблизительно серединой II тысячелетия до н.э. и ранее. Веды представлены четырьмя сборниками (самхита – samhita) стихотворных поэтических гимнов (rik). По своему характеру и происхождению древнейшая и наиболее оригинальная из них – Ригведа (веда гимнов) отражает эпоху разложения первобытно-общинного строя. Другие сборники – это Самаведа (веда мелодий), Яджурведа (веда жертвоприношений) и Атхарваведа (веда заклинаний).
  4. Упанишады (upanishad, мн. ч. upanishadah, буквально: сокровенное знание, тайное учение) – многочисленные философские комментарии к ведийским текстам эпохи образования в Индии классового общества с его кастовым строем. Составлены как жрецами-брахманами, так и их противниками. Упанишады представляют собой множество рассказов и бесед на философские темы, ведущихся кшатриями (каста воинов), брахманами и царями. Основная идея брахманских упанишад: "познай самого себя, и ты познаешь Брахмана" – легла в основу ведантийской философии, ныне теоретически обосновывающей индуизм (подробнее об этих идеях упанишад см. часть X, раздел 2, настоящего издания). Были и антибрахманистские упанишады, создававшиеся буддистами, чарваками и джайнистами.
  5. Пураны (purana, буквально: сказания о древности) – предания, огромные эпические произведения, напоминающие "Махабхарату". Пураны были созданы между началом I тысячелетня и началом II тысячелетия н.э. различными сектами. Пуран имеется большое количество; 18 из них считаются главными (махапурана). Пураны считаются ведами низших каст, их могут слушать также и женщины. Пураны пока еще мало изучены. Несмотря на мифологический характер содержания, они являются ценнейшими и неисчерпаемыми источниками для изучения истории древнего индийского общества. Язык пуран, отличающийся простотой и лаконичностью, также представляет большой интерес для изучения.
  6. Брахманда (brahmanda) – "яйцо Брахмы". Согласно индийской мифологии, вселенная представляется яйцом Брахмы.
  7. Йоджана (yojana) – мера длины, равная приблизительно 16 км.
  8. В мифологии индийцев различаются четыре мировых периода, или юги; 1) Сатьяюга, или Критаюга (Satyayuga, Kritayuga) – Золотой век, 2) Третаюга (Tretayuga) – Серебряный век, 3) Двапараюга (Dvaparayuga) – Медный век и 4) Калиюга (Kaliyuga) – Железный век, который длится по сие время.
  9. О происхождении и развитии материалистических взглядов в Индии имеются очень скудные сведения, ибо бóльшая часть источников была утеряна или уничтожена противниками чарваков. Дошедшие же до нас взгляды чарваков были частично искажены их противниками. Исследованиями современных индийских философов доказано, что возникновение и развитие материалистических взглядов в Индии относится к весьма отдаленным временам и исторически предшествовало многим так называемым ортодоксальным идеалистическим школам. Материалисты древней Индии выражали интересы прогрессивных слоев общества, не желавших мириться с существующим положением вещей, выступавших против требований брахманов установить кастовый строй, против святости вед и учения буддистов и джайнистов о непротивлении злу насилием.
  10. Бетель – лазящий кустарник из семейства перечных (Piper betle), произрастающий в тропической Азии. Пряные на вкус зеленые листья бетеля в сочетании с некоторыми другими веществами (известь, кусочки ореха арековой пальмы и пр.) используются для жевания.
  11. Меласса – бурая патока, отход от переработки сахарной свеклы.
  12. Джайнизм (по имени своего основателя – Джины, Jina – "Победителя") возник, по-видимому, до VI в. до н.э., когда в Индии складывались касты. В противовес брахманам, отражавшим интересы господствующего класса, которые требовали исполнения всех религиозных ведических ритуалов, кшатрии выступили с новым учением – джайнизмом, отрицавшим богов и авторитетность вед, что привлекло на их сторону часть угнетаемых и закабаляемых трудящихся. В настоящее время религии джайнизма придерживается около 1,5 млн. индийцев.
  13. Буддизм (по имени своего основателя – Будды, Buddha – "Просветленного") возник в VI-V вв. до н.э. и явился выражением пассивного протеста закабаляемых масс против кастового устройства общества, засилья знати и ее религии – брахманизма. Ранние буддисты не признавали учения вед и упанишад о всеобщей божественной субстанции, противопоставляя им теорию мгновенности бытия всего сущего. Со временем реакционные черты буддизма усиливаются, Будда начинает почитаться божеством, а учение буддистов о непротивлении злу насилием используется в интересах господствующих классов. С IV-III вв. до н.э. буддизм становится государственной религией Индии и распространяется на ряд соседних стран. К этому времени относится и постройка ряда буддийских храмов, сохранившихся частью до нашего времени. В дальнейшем (с IV-VI до VIII-X вв. н.э.) буддизм в Индии уступает место новым разновидностям брахманизма – шиваизму и вишнуизму.
  14. Ньяя (nyaya) – буквально: правило, основание, метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) – школа древнеиндийской философии, возникшая приблизительно в конце I в. н.э.
  15. Система вайшешика (vaisheshika – буквально: характерная, типичная) зародилась, по-видимому, в V в. до н.э.
  16. Санкхья (sankhya – число, буквально: перечисление, или иначе: перечисляющая истинные принципы) – философская система, упоминаемая уже в древних текстах упанишад, а также в сочинениях буддистов. Расцвет ее относится ко II-VII вв. н.э. Философия санкхьи носит дуалистический характер.
  17. Патанджали (Patanjali), автор "Йога-сутры" ("Yoga-sutra"), жил приблизительно во II в. до н.э. Йога (yoga – буквально: соединение, сосредоточение, религиозные упражнения) как система философии еще недостаточно изучена. Большинство авторов считает эту систему теистической и мистической.
  18. Пурва-миманса (purva-mimansa – ранняя миманса, от слова mimansa, означающего буквально: глубокое размышление, исследование) возникла приблизительно в IV-V вв. до н.э. Обычно считают, что Джаймини (Jaimini) составил сутру приблизительно в 200 г. н.э. Есть основания полагать, что сочинения пурва-мимансы были направлены против буддистов, отрицавших авторитет вед.
  19. Шанкара (Shankara, ок. 800 г. н.э.) – один из основоположников средневековой школы веданты (vedanta – буквально: конец, окончание вед), возникшей примерно в начале нашей эры в противовес материалистическим и атеистическим учениям как теоретическое оправдание брахманизма. К VII-VIII вв. в Индии под влиянием роста науки и техники усиливаются позиции материализма. Шанкара, живший в этот период и отражавший интересы господствующего класса, обосновывает мистическую, иллюзионистскую школу веданты.
    Рамануджа (Ramanuja) – родоначальник рационалистического направления ведантийской философии, жил в XII-XIII вв. н.э., в период упадка Индии и завоевания ее мусульманами.
  20. Здесь авторы истолковывают сущность материализма в духе прагматиста Джемса. Диалектический материализм рассматривает мышление, сознание как продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, как продукт мозга.
  21. Слово "метафизика" употребляется здесь для обозначения раздела философии, рассматривающего проблемы, "выходящие за пределы опыта" – о боге, о душе, о свободе воли и т.д., т.е. в обычном буржуазном смысле.
  22. "Кама-сутра" (Kama-sutra – наука о любви), по некоторым данным, написана гедонистом врачом Ватсьяяной (Vatsyayana) приблизительно в первых веках н.э., известным в то время материалистом.
  23. Локаятики (lokayatika) – последователи философии Локаята (Lokayata), т.е. материалистического учения, атеисты, материалисты. Школа индийских материалистов – локаята (lokayata – буквально: заботящаяся, распространяющаяся только о земном), иначе называемая чарвака (charvaka), не входит в шесть ортодоксальных систем индийской философии и приписывается Брихаспати (Brihaspati). В известном трактате о политике – "Артха-шастре" (artha-shastra) Каутилья (Kautilya) наряду с двумя (признаваемыми им) ортодоксальными философскими системами (санкхья и йога) приводит и третью школу (систему) индийских материалистов (локаята), отводя ей равное место.

    Краткие сведения об индийских материалистах на русском языке см. акад. Ф.И.Щербатской, К истории материализма в Индии, "Восточные записки", I, Лнгрд. (1927).
  24. Термины данданити и вартта (dandaniti и varta) встречаются и в "Артхашастре", где они имеют более конкретное значение: "учение о государственном управлении" и "учение о хозяйстве". Они приводятся там в числе четырех наук наряду с философией (анвикшаки – anvikshaki) и учением, о трех ведах (трайи – trayi), т.е. религией.
  25. Пракрита (prakrita буквально: природный, народный) – среднеиндийские языки. В отличие от древнего литературного языка санскрита, на котором писались проведические, брахманистские и различные художественные и научные произведения, пракриты явились разговорным языком, получившим литературную обработку в трудах джайнистов и буддистов.
  26. Зороастриец – т.е. последователь религии Зороастра.
  27. Манго – съедобный плод мангового дерева (Mangifera indica), широко распространенного в южной, тропической части Азии.
  28. Капилавасту (Kapilavastu) – название древнего города в Индии, в котором, согласно преданиям, родился Будда Шакьямуни (Shakyamuni). По некоторым данным, Капилавасту отождествляется с нынешним Тилаура (Tilaura) около Тауливы в Непальском Тераи (Terai).
  29. Ашвагхоша (Ashvaghosha) – буддийский поэт, живший в I в. н.э., автор известной поэмы "Буддхачарита" (Buddhacharita) – "Жизнь Будды"). Русский перевод: Асвагоша, Жизнь Будды. Перевод К.Бальмонта, со вступительной статьей Сильвэна Леви. М. Из-ие Сабашниковых, 1913 (Памятники мировой литературы. Творения Востока).
  30. О Дхармакирти (Dharmakirti) см. многочисленные фундаментальные работы акад. Ф.И.Щербатского по буддийской философии.
  31. Ашока (Ashoka) – имя знаменитого царя династии Маурья (Maurya), который правил в III в. до н.э., точнее между 273 и 232 гг. до н.э. Ашока был покровителем и распространителем буддизма. Надписи Ашоки (известен также под эпитетами Деванампия и Пиядаси – "любимый богами", "приятный на вид") на различных пракритах, высеченные во многих местах страны на скалах и колоннах, являются древнейшими памятниками индийской письменности, дошедшими до нас.
  32. Гангеша – основатель средневековой школы ньяйи, жил приблизительно в XII в. н.э. Он положил начало схоластическому направлению философии ньяя.
  33. Митхила (Mithila) – столица древнего царства Видеха, которая была расположена северо-восточнее Магадхи (современный Южный Бихар). Ныне называется Джанакпуром.
  34. Под шрути (shruti – буквально: услышанное) понимается вся священная литература индийцев, т.е. веды, включая древнейшие разделы ведической литературы. Согласно религиозно-философским представлениям так называемых ортодоксальных школ, веды существовали до сотворения мира. Они не были созданы поэтами-мудрецами, а только были услышаны некоторыми из них, которые поведали их миру. Вся остальная литература не входит в состав шрути и называется смрити (smriti – буквально: память, воспоминание). Под древнейшими смрити понимаются различные сутры, т.е. краткие правила (изречения) или трактаты, содержащие такие правила (касающиеся главным образом исполнения обрядов и законов). Среди них наиболее известным является "Манусмрити", или "Манавадхармашастра" – "Свод законов Ману". Русский перевод: С.Д.Эльманович, Законы Ману. Перевод с санскритского. СПб., 1913 (Труды общества Русских Ориенталистов, №1).
  35. Английское слово recognition переводится на русский язык как "узнавание", "опознание"; приставкой же "re" англичане обычно пользуются для того, чтобы придать слову смысл "вновь", "еще раз". В данном случае, выделяя эту приставку, авторы подчеркивают смысл термина "пратьябхиджня" как узнавание уже известного.
  36. "Бхагавадгита" ("Bhagavad-gita") – буквально: "Песнь божества" – название философской поэмы, входящей в состав Шестой книги Махабхараты. Поэма представляет собой беседу между двумя героями Махабхараты – Арджуной и Кришной, который здесь выступает великим божеством. Русский перевод Бхагавадгиты вышел впервые в 1788 г.: "Багуат-Гета или Беседы Кришны с Арджуном, с примечаниями, переведенными с подлинника, писанного на древнем браминском языке, называемом санскритта, на английской, а с сего на российской язык". М., в Университ. типогр. у Н.Новикова, 1788.
  37. Некоторые исследователи индийской философии считают, что прозвище "Канада" (kanada) было дано основателю системы вайшешика Улуке (Uluka) в насмешку за его атомистическую теорию: "Канада" – пожиратель зерен, мельчайших частиц, атомов.
  38. Бхашья (bhashya) – толкование, или комментарий, на основной текст какого-нибудь сочинения (sutra).
  39. Ниже кратко излагается идеалистическая теория неореализма, которая ошибочно приписывается авторами реалистической школе ньяя.
  40. Санкьхьяправачана (sankhya-pravachana) – т.е. "Изложение, объяснение санкхьи".
  41. Йогины (yogin) – упражняющиеся в йоге, а также последователи философии йога.
  42. Раху (Rahu) – имя демона (дайтьи). Согласно мифам, демон Раху попробовал испить амриты (amrita), напитка бессмертия, которым обладали боги. Но Месяц и Солнце сообщили об этом богам, и Вишну-Нараяна срезал диском его голову в то время, как он пил амриту. С той поры голова Раху вступила в постоянную вражду с Месяцем и Солнцем, она проглатывает их вызывая затмения. Поэтому Раху (голова Раху) почитается одной из планет.
  43. Хираньягарбха (Hiranya-Garbha – буквально: рожденный из золотой утробы яйца) – эпитет Брахмы. Праджапати (Prajapati – буквально: владыка созданий) – прозвище бога-создателя, которое в ведическую эпоху давалось Индре, Савитару, Соме и др., а в последующую эпоху обозначало уже самостоятельное божество.
  44. Мимансака (mimansaka) – последователь, или сторонник, философской школы (системы) миманса. Здесь, очевидно, имеется в виду Шаликанатха (Shalikanatha) – автор сочинения "Prakarana-panchika".
  45. Ритуалы нитья и наймиттика. Первые (nitya) – постоянные, необходимые обряды, вторые (naimittika) – обряды или ритуалы, совершаемые периодически, в связи с каким-нибудь событием, например рождением сына и т.п.
  46. "Брахманы" (brahmana) – произведения, относящиеся к ведийской литературе. "Брахманы" были созданы жрецами-брахманами в период становления классового общества в Индии; они представляли собой комментарии к ведам в духе брахманизма, содержащие описание ритуалов, всевозможные рассказы о царях и богах и т.п., и были направлены против джайнского и буддийского толкования ведийских текстов, а также против материалистов-чарваков.
  47. Здесь говорится о предписанном брахманизмом "дваждырожденным" (касте избранных) пути жизни: в детстве – обучение, взрослому человеку – соблюдение ритуалов, пожилому – аскетизм. Каждому периоду жизни человека предпосылалась определенная священная книга, что видно из текста.
  48. Агни, Яма, Матаришва. В древнеиндийской мифологии Агни (Agni) – бог огня, Яма (Yama) – бог смерти и правосудия, Матаришва (Matarishvan) – эпитет бога ветра (Vayu).
  49. Последователи Пашупати (Pashupata) – это почитатели Шивы. Капалики и каламукхи (kapalika, kalamukha) – названия различных шиваитских сект.
  50. Сутратма (sutratman) – буквально: имеющий природу из нитей, т.е. душа. Прана (prana) – т.е. дыхание, жизнь, дух, душа.
  51. Вайшванара (Vaishvanara) – буквально "принадлежащий, доступный всем людям". Вират (Virat) – буквально "владычествующий".

Индийская философия

Литература по йоге